Этнические стереотипы и механизм стереотипизации

Этнические стереотипы и механизм стереотипизации. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно негативном явлении.

Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств, например в США афроамериканцев, выходцев из Мексики и Пуэрто-Рико. Отсюда и отождествление стереотипов с когнитивным компонентом предубеждений, а процесса стереотипизации с безнравственной формой познания. Но В.С.Агеев подчеркивал и был совершенно прав, что необходимо четкое различение между социальными стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом Агеев, 1987, с.177. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации Действительно, стереотипы почти неизбежное последствие категоризации. Создавая социальные категории, мы фокусируемся на характеристиках, благодаря которым люди, принадлежащие к этой категории, похожи друг на друга и отличаются от других людей Stephan, Stephen, 1996, р.7. Однако стереотипизация не тождественна категоризации.

Во-первых, стереотипизация все-таки не абсолютно неизбежное последствие категоризации мы можем идентифицировать индивида на основе объективных свойств как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества.

Человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, нестереотипным русским.

Во-вторых, следует учитывать, что стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая, по мнению А.Тэшфела, отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группами см. Tajfel, 1981 в. Настаивая на этом, британский исследователь выделяет социальные функции стереотипизации, не отрицая и индивидуальных функции, предложенных еще Липпманом. Т.Г. Стефаненко в развитие идей, выдвинутых Тэшфелом, разделила функции стереотипизации на психологические, социально-психологические и социальные.

Объективно необходимыми и полезными психологическими функциями стереотипизации являются а упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды б сохранение и защита ценностей индивида. Основные социально-психологические функции стереотипизации межгрупповая дифференциация как правило, оценочная в пользу своей группы - и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной групповой идентичности.

Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации а объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных событий б оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам. Стефаненко добавила еще одну социальную функцию сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.

Не случайно, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных. Иными словами, детерминанту содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка.

И именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы.

Если американцы будут ожидать в соответствии со стереотипами, выявленными в исследовании, что русские дисциплинированы и трудолюбивы см. Stephan et al 1993, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.

Эти примеры показывают, что при использовании стереотипизации грубого механизма межгруппового восприятия при восприятии межличностном проявляются все недостатки стереотипов как образов схематичных, оценочных и устойчивых. Выводы Таким образом, мы рассмотрели этнические стереотипы с истории их изучения по сегодняшний день. Мы видим, что проблема стереотипов не решена до конца и многое здесь ещ не изучено. Мы ознакомиться с такими важными понятиями, которые влияют на взаимодействие групп, на понимание и сопоставление принятие и признание различий ведь только это можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и е членам при сравнении с другими сопоставляемыми с ней группами.

Этот термин калька с английского языка уже достаточно прочно вошл в научный оборот, хотя более подходящим, видимо, было бы русское словосочетание предпочтение своей группе. Всем известный пример внутригруппового фаворитизма этноцентризм предпочтение своей этнической группе. Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы под атрибуцией в широком смысле мы будем понимать субъективную интерпретацию индивидом мира, которая в повседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании.

На уровне мжгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. Во-первых, стерео-типизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторых, социальная каузальная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Национальный стереотип состоит из трех частей наши знания о данной нации наше эмоциональное отношение или эмоциональная оценка той или иной этнической группы наша модель поведения в отношении представителей данной национальности.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально- оценочный характер, устойчивость и даже ригидность к новой информации. Еще одно свойство социальных стереотипов, которое входит почти во все определения согласованность, т.е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы.

Социальными, в том числе и этническими, стереотипами, можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом, индивидов в пределах социальных общностей. А для того, чтобы противостоять этим своеобразным барьерам, необходимо помнить одно простое правило как бы ни было сильно влияние национальной психологии - национальных традиций, привычек, норм и ценностей - каждый человек, прежде всего, является индивидуальностью со своими особенностями мышления, характера и поведения.

И навешивание ярлыков, даже оправданных и объяснимых с точки зрения действия психологических механизмов, никогда никому еще не помогало установить понимание и полноценное общение. Глава 2.