Концепции Университета

Концепции Университета. Университет работал на открытом рынке образования. С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое.

А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты. В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества. Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний.

Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Необходимость появления новых форм образования понимали и власти. Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество.

Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Своей буллой папа римский выводит эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета. Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т. д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе.

А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых. Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования.

Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях. Университет обладал целым рядом прав и привилегий: - право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. - право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение. - право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi). - особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям.

Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан. - право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер.

Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово "университет" вызывало такую же неприязнь, как слово "коммуна". К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная.

В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека. 2.4.