Этапы формирования экологической личности

Этапы формирования экологической личности. Процесс формирования экологичной личности проходит несколько этапов.

На первом этапе происходит ее лабилизация, в результате которой человек начинает убеждаться в неадекватности своих объектно-прагматических стратегий экологического поведения, воспринимать их как значимый личный неуспех, желание преодолеть который вызывает готовность к усвоению новых стратегий и соответствующих технологий.

На втором этапе в процессе экологической деятельности осваиваются адекватные технологии взаимодействия с природными объектами. В результате происходит интериоризация общественно выработанных представлений об экологической целесообразности, причем личность приобретает соответствующие операциональные средства для реализации своего нового отношения.

Здесь же складываются предпосылки для перехода от одностороннего воздействия на природу к взаимодействию с ней: реакции природных объектов на активность личности начинают субъективно интерпретироваться как «ответы природы», которые через механизм рефлексии корректируют поведение. Наконец, на третьем этапе в результате субъектификации природные объекты начинают осмысляться и восприниматься как равноправные партнеры по взаимодействию.

Человек перестает воспринимать себя обособленно стоящим над природой; а ощущает себя ее частью. Личность, обладающая подобным гармоничным образом мира, и есть экологичная личность. Нетрудно заметить, что по своим важнейшим характеристикам: психологическая включенность в мир природы, субъектное восприятие природных объектов и высокая степень стремления к непрагматическому взаимодействию с ними — экологическое сознание экологичной личности совпадает с типом экологического сознания, свойственного культуре Востока.

Таким образом, казалось бы, напрашивается вывод, что Западу следует просто заимствовать восточные философские принципы и традиционные для Востока технологии взаимодействия с миром природы, чтобы добиться аналогичных результатов. Однако существуют принципиальные «ментальные» различия, которые предопределяют «педагогический тупик» подобной стратегии. Для философско-религиозной мировоззренческой системы Востока изначально характерна субъект-объектная неразделенность в восприятии мира. Более того, целый ряд методик личностного совершенствования предусматривает снижение чувства собственной субъектности, «растворение своего Я», слияние с окружающим миром и т. п. С другой стороны, все живые существа представляются равноценными составляющими Вселенной, достойными уважения и восхищения, иными словами, с точки зрения субъект-объектной парадигмы, они, безусловно, считаются субъектами.

Таким образом, можно констатировать, что для восточного мировосприятия свойствен «встречный процесс»: с одной стороны, понижение собственной субъектности личности, с другой, субъектное восприятие мира природы.

Такая динамическая гармония между уровнем чувства собственной субъектности и субъектности мира природы способствует психологической включенности в мир природы и непрагматическому отношению к нему. Для Запада, с присущим ему индивидуалистическим типом сознания, характерна постоянная необходимость в подтверждении личной субъектности.

Процесс исторического развития западного типа мировосприятия — это процесс постоянного усиления личной субъектности, причем мир природы служил объектным фоном, «трамплином», от которого люди стремились психологически как можно дальше оттолкнуться. Противопоставление собственной субъектности объектному миру природы позволяло усиливать чувство собственной значимости, исключительности своего «Я». Следовательно, для западного сознания остается только одно направление динамического сближения уровней воспринимаемой субъектности личности и мира природы — повышение субъектности последнего, т. е. педагогически организованная субъектификация природных объектов. [18] Данную концепцию в формировании экологической личности можно представить в виде схемы. рис.25. ВОСТОК ЗАПАД S-субъектность S° - педагогическая субъектификация Рис. 25. Стратегии формирования экологичной личности в культуре Востока и Запада Это означает, что формирование экологической личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на философско-религиозный опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия. 1.3