Субъективное отношение к природе и его разновидности

Субъективное отношение к природе и его разновидности. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения.

Недаром говорят, что по¬знать личность ¾ значит выявить ее отношения к действительности. Среди многообразных отношений человека выделяют как специфические его отношения к природе.

Именно такого рода отно¬шения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии.

Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире. В силу этого практически любое отношение к природе приоб¬ретает своеобразие субъективного отношения.

Содержание основных типов субъективного отношения к природе, которые являются отношения к природе доминирующими, наиболее часто встречающимися на тех или иных этапах онтогенеза личности. В целом, эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе: характер модальности по оси “объектная—субъектная”, характер модальности по оси “прагматическая непрагматическая”, и преобладающий компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.[4] Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием перцептивно-аффективного компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы. Природные объекты — при всей своей привлекательности — несопоставимо далеки от возможности общения с ними, партнерского субъект-субъектного взаимодействия.

Личность с таким типом отношения к природе ориентирована, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным субъектам. Она характеризуется особой сензитивностью к “чувственной вырази¬тельности природы”, способностью “непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости. Когнитивный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани¬ем когнитивного компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения, в отличие от предыдущего, свойственно субъектное восприятие мира природы: природные объекты для нее не просто стоящие несоизмеримо ниже “объекты”, которые должны “радовать глаз” или как-то иначе служить человеку, а именно субъекты, обладающие собственной самоценностью. В то же время, в основе деятельности с природными объектами, так же как и в первом случае, лежит непрагматическая мотивация, но отличающаяся по содержанию.

Когнитивный субъектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием когнитивного компонента интенсивности. Для личности с данным типом отношения, так же как и с предыдущим, свойственно субъектное восприятие мира природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер. Практический объектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием практического компонента интенсивности.

Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы Поступочный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладани¬ем поступочного компонента интенсивности. Для личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы; для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недо¬пустимо по отношению к человеку, недопустимо и с природным объектом.

Распространение сферы этических требований на взаимодействие с миром природы необходимо предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа не может рассматриваться как источник какого-либо “полезного продукта”, она ценна сама по себе. 1.4