Теоретические аспекты исследования самосознания

Теоретические аспекты исследования самосознания. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура. Самосознание - важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах В.В.Столина, А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др. А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [13, с.35]. Наиболее последовательная уровневая концепция самосознания сформулирована В.В. Столиным.

Он относит самопознание и самоотношение, выделенные в самосознании другими авторами, к "горизонтальному строению самосознания" и вводит понятие "вертикального строения самосознания" . В соответствии с тремя видами активности В.В. Столин назвал три уровня в развитии самосознания: организменный, индивидуальный, личностный.

На уровне организма активность субъекта определена системой организм-среда, имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии.

В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической (этнической, модообразование) и т.д. На уровне личности активность субъекта называется прежде всего потребностью в саморегуляции и основой Я-образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию. [20, с.66-67] Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям.

Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.

Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определила и его структурные компоненты в виде: - осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; - осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); - познавательные когнитивные представления о себе; - эмоциональное, чувственное представление о себе [19, с.68]. Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания.

В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности [20, с.63]. Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой.

По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [17, с.28]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента - когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны. Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении.

При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве. Эмпирические исследования развития самосознания ребенка показывают, что это развитие проходит ряд стадий, или фаз. Так, В.С.Мерлин выделяет четыре таких фазы: "сознание тождественности" (первый год жизни) – при этом происходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; "сознание Я" (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения, и фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте [20, с.53]. К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания.

Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса.

Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида.

Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс, Роджерс назвал условиями ценности [14, с.86]. Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки: организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности). В современной психологии отсутствует единый подход к оп­ределению такого феномена как отношение человека к себе, не­смотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Анализ работ, посвященных изу­чению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психо­логических категорий.

Можно назвать такие понятия как обобщен­ная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-цен­ностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуве­ренность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн). Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значе­ния используемых терминов большинством авторов не разводят­ся, они чаще всего употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущ­ность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «об­щая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоот­ношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Пер­вый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вы­теснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения че­ловека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой.

Термин «самоотношение» был введен грузинс­ким психологом Н.И.Сарджвеладзе.

В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение». [14, с.75-76] Самоотношение личности понимается как сложное когнитив­но-аффективное образование, зрелость которого определяется ка­чеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляю­щих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оцен­ки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познаватель­ной и личностной субъектности человека.

Позитивное устойчивое са­моотношение лежит в основании веры человека в свои возможно­сти, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно­сти своих действий в ситуации неопределенности.

Люди с по­зитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими рас­стройствами.

Одним из мотивов, побуждающих человека соблю­дать моральные нормы, является его стремление сохранить поло­жительное самоотношение.

В то же время негативное самоотношение является источни­ком различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся.

Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение стано­вится ригидным.

Отрицательное, конфликтное отношение лич­ности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: соверше­ние правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суици­дальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.[10, с.72-74] 1.1.Самоотношение в структуре самосознания. Понятие «самооценка» личности Теоретические основы понимания самоотношения как ком­понента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное са­моотношение». Она определила эмоционально-ценностное само­отношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динами­ческая основа, способ существования самоотношения, через ко­торый человек осознает ценностный смысл собственных отно­шений к себе. Оно может протекать как в форме непосредствен­ной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональ­ная реакция». [18, с. 63-64] Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания.

На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возника­ет как результат соотнесения человеком себя с другими людьми.

В этом случае при познании себя человек преимущественно опи­рается на внешние моменты.

Итогом такого самопознания явля­ются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостно­го, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности.

Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На вто­ром, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмыслени. [10, с.68-69] Наиболее перспективным в современной психологии являет­ся рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотноше­ние не базируется на оценке социальной желательности восприни­маемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения ле­жит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отноше­нию к мотивам, которые выражают ее потребность в самореали­зации.

Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации.

В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная состав­ляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Ког­нитивная составляющая самоотношения в сознании выражает­ся в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовоспри­ятии, эмоциональная – в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) ус­ловие достижения мотивов личности. Отсюда отношение чело­века к себе может быть позитивным («Я» – условие, способ­ствующее самореализации), негативным («Я» – условие, пре­пятствующее самореализации) или конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее са­мореализации). [12, с.114] Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосозна­ния. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Говоря о самоотношении, следует обратить внимание на ещё один важный компонент самосознания – самооценку личности.

Самооценка - ценность, значи­мость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, пове­дения.

Она выступает как относительно устойчивое струк­турное образование, компонент я-концепции и самосознания, как процесс самооценивания. Само­оценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на по­ведение, деятельность и развитие лич­ности, ее взаимоотношения с дру­гими людьми.

Отражая степень удовлетворенности или неудовлет­воренности собой, уровень само­уважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей опре­деленного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (не­зависимость) личности, может вес­ти к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. [3, с.34-35] Самооценка развито­го индивида образует сложную си­стему, включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоува­жения, целостное принятие или не­принятие себя, и парциальные, час­тные самооценки, характеризующие отноше­ние к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.

Само­оценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Само­оценка характеризуется по следующим па­раметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и не­адекватная (завышенная и зани­женная) самооценка; 3) особенностям стро­ения — конфликтная и бесконф­ликтная самооценка; 4) устойчивости и др. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки ре­зультатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реаль­ного и идеального представлений о себе. Сохранение сформировав­шейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффектт-адекватности, дискомфорт успеха и др. Самооценкой также называют любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Само­оценка здесь противопоставляется другим типам данных о личности, например экспертной оценке, наблю­дению, поведенческим тестам. [16, с.76] Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ.

Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной.

В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.

Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобаль­ная самооценка» (self-esteem). В отечественной психологии под глобальной самооценкой пре­имущественно понимается особое аффективное образование лич­ности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негатив­ных моментов самоотношения. [14, с.57-58] Подростковый возраст - это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция.

Выделяют 6 различных Я: - реальное Я человека; - собственное Я в представлении самого человека; - его Я в представлении других людей; - представления человека о том, что о нем думают другие; - представления о том, каким ему хотелось бы стать; - представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности.

Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними. [15, с.82] Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я: - общая Я-концепция - представление о своей личности и восприятие своих - способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире; - индивидуальные временные или переходные Я-концепции - концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.; - социальная Я-концепция - представление о том, что о человеке думают другие люди; - идеальная Я-концепция - то, каким подросток хотел бы стать.

Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими.

Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей [13, с.94]. 1.3.