АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Ролевая концепция личности Одной из известнейших социологических теорий личности явля¬ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси¬хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ¬циональном анализе.

Основоположником ролевой концепции личности считают Дж. Мида. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи¬ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро¬ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает¬ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со¬держание современного этапа развития зарубежной социологии.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви¬дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про¬цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники.

Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво¬лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре¬деляется как конституирующий фактор сознания. В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение.

Это значение ученый усматривал в “практических последст¬виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе¬ние - отмечал Мид это не состояние сознания Значение жеста рав¬но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со¬циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций” . Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са¬мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов.

То, как индивид воспринимает окружающую соци¬альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру¬гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи¬ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан¬ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”. Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго¬го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст¬во и структуру социального процесса.

Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен¬ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев¬ленных предметов и живых организмов.

Богатство и своеобразие зало¬женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов¬лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”. Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен¬ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со¬циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко¬торые человек играет в обществе.

Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив¬ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах. Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое нача¬ло личности. 2.2. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису¬щие человеческое организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор¬мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био¬логические механизмы.

В частности, он полагал, что в каждом чело¬веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан¬нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас¬таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред¬ков. 2.3.