Культурно-историческая концепция личности

Культурно-историческая концепция личности. В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно опре¬делить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая са¬мого себя и условия своего существования, В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не могло бы существовать.

Твор¬ческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: ор¬ганическими, функциональными, материальными, социальными, духов¬ными. Как правило, в качестве пели деятельности выступает ее про¬дукт. Деятельность принято рассматривать в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение стро¬ения самой деятельности и определение составляющих ее элементов.

Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Изучение личности при деятельном подходе сводится к следую¬щему: - определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д./ - выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная; - изучение характера связи между различными видами деятель¬ности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; - исследование уровня осуществления каждого из видов деятель¬ности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпы¬вает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

До сих пор мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана социологическая модель личности. Вероятно, это дело буду¬щего. В продолжение разговора о характере человеческой деятельности нельзя не отметить тот факт, что она не всегда позитивна и способ¬ствует прогрессу как самой личности, так и общества в целом. Это признавали многие социологи и историки. В качестве примера можно привести теорию так называемых культурно-исторических типов, воз¬никшую как попытку преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов мира, в том числе и России.

Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Дани¬левский. Наряду с тем, что личность создает в процессе деятельности культуру, культурные образцы, культурная принадлежность обуслав¬ливает характер деятельности, правила, нормы, ценности и т.п. Г.Терборн отмечает, в частности, что предпочтения людей раз¬личаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они усвоили различные жизненные цели и желания, конк¬ретные нормы правильного поведения, особые способы выражения эмоций и владения ими. Это предположение само по себе может служить объяснением человеческого действия. Кроме того, принадлежность к культуре означает усвоение оп¬ределенной когнитивной и коммуникативной компетенции, определенно¬го языка, социального горизонта, мировоззрения или совокупности верований, способа толковать или определять ситуации, справляться с неопределенностью и посылать сигналы.

Еще один важнейший аспект социологического понимания принад¬лежности к культуре состоит в том, что она определяется по двум измерениям - общему ощущению действующим его тождественности с од¬ними людьми и отличия от других.

Это положение дополняется нали¬чием подобного ощущения “идентичности - дифференцированности” и у других участников коллективного действия Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии.

Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных.

Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода – А.Маслоу, К.Роджерс. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека. Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь психологических кризисов: 1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни). 2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет). 3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет). 5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 – 18 лет). 6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами). 8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс формирования личности – групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт. 2.5.