Психолого-педагогические и методические основы организации музыкальной игровой деятельности в начальной школе

Психолого-педагогические и методические основы организации музыкальной игровой деятельности в начальной школе. В Энциклопедическом словаре понятие игра формулируется так вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание многих современных ученых, психологов, педагогов.

Специалисты указывают, что игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является, конечно, игра. В педагогике к детским играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Детские игры - это занятия, во-первых, субъективно значимые, приятные, самостоятельные и добровольные во-вторых имеющие аналог в реальной действительности, но отличающиеся своей не утилитарностью и не буквальностью воспроизведения в-третьих - возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функций организма или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения.

Обязательной чертой детских игр является особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они протекают.

Это состояние представляет собой ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или социальной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или соревнования. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Многие исследователи подчеркивали ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи формирования навыков умственной деятельности детей. Особенностей игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и в правилах игры. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания.

Цель игры активизирует внимание, мнение, память. Она точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности, выступает необходимой предпосылкой приобретенные умения, приемов и навыков на основе игровой формы познания применялись в реальном познавательном процессе. Использование в процессе игры музыкальных произведений обусловлено самой природой музыкального искусства, поскольку музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека.

Общеизвестно, что музыка - важнейшее средство коммуникации и интеграции. Ученые отмечают, что она невербальным образом усиливает эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Произведения музыкального искусства, используемые в качестве звукового ряда, сопровождающего основное задание, способствуют созданию воображаемой ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Они способны решать проблему развития психических процессов младших школьников, в том числе и внимания.

Существует огромное количество различных видов игр. Среди них в данном исследовании за основу практической работы взяты интерактивные игры и упражнения. Они положительно влияют на эмоциональное состояние человека. Их целью является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. По мнению одного из создателей этого направления игровой деятельности немецкого психолога К. Фопеля, подобные игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения.

Теоретический анализ специальной литературы показывает, что в ходе интерактивных игр дети имеют возможность устанавливать спокойную атмосферу, концентрировать внимание, получать новые впечатления, приобретать социальный опыт, учиться общаться друг с другом. Особенность музыкально-игровой деятельности данного вида заключается в том, что в ней создаются условия для учебной деятельности.

Ее способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения, мышления, внимания. С целью апробирования предложенных в работе методов и приемов была создана и реализована на практике Программа развития внимания младших школьников. Методика проведения игры заключается в следующем подготовка к игре объявление названия, сообщение о расположении участников, объяснение хода игры, показ отдельных действий, раздача необходимых предметов, музыкальных инструментов проведение игры подведение итогов игровой музыкальной деятельности, при котором осуществляется рефлексия, происходит обобщение игры по желанию каждый из ее участников может высказать свои мысли. В основе опытно-экспериментальной программы были использованы адаптированные возрастным особенностям младших школьников интерактивные игры Клауса Фопеля, специально предназначенные для развития внимания.

Например, игра Громко - тихо. Детям предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно прислушаться к звучащему фрагменту музыкального произведения Экспромт Ф. Шопена, Концерт для фортепиано с оркестром 1-я часть Э. Грига. Вначале они должны представить себе только тихие предметы и события после прослушивания анализируют возникшие образы и фантазии, зарисовывают их затем они представляют громкие предметы и события с последующим анализом услышанных образов.

Цель игры заключается в выработке навыка концентрации внимания.

Или другая игра - она называется Камень мудрости. Под звучащий фрагмент музыкального произведения П. И. Чайковский Баркарола из фортепианного цикла Времена года учитель говорит, что принес детям камень мудрости и пока он его держит в руках, то может говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-либо рассказать, то должен сообщить об этом и взять камень в свои руки. Цель игры заключается в развитии навыка слухового восприятия и контроля над своим поведением при общении с окружающими.

В ходе практической работы со школьниками обсуждались такие вопросы, как Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя Что ты чувствуешь, когда хочешь что-либо сказать, а в это время все заняты своими разговорами Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают? и др. Звучащие фоном фрагменты музыкальных произведений привлекали внимание ребят, эмоционально успокаивали их и настраивали на общение.

Наблюдение показало, что школьникам было интересно участвовать в играх. В данных музыкальных игр музыка используется в качестве звукового ряда, сопровождающего основное задание. Подобный музыкальный фон способствует созданию воображаемой ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Тем самым игровая деятельность способствовала реализации задачи активизации внутренних ресурсов детей и осознанию необходимости внимательно слушать друг друга и учителя. При этом цель педагога видится не только в подборе к игре соответствующего музыкального фона, но и в создании атмосферы взаимопонимания на основе приобщения к выполнению творческих заданий.

Думается, что обязательным условием создания такой атмосферы является непосредственное участие педагога в самом процессе игры и последующей рефлексии. Необходимо отметить важность его включения особенно на первых этапах работы в данном направлении.

Педагог должен уметь первым высказать свои мысли и переживания показать собственную эмоциональную открытость. Музыкальная игровая деятельность является одним из эффективных средств развития многих возможностей детского организма. Многочисленные научные работы, появляющиеся в последние годы и связанные с изучением воздействия музыкального воспитания на формирование психических процессов человека и становление его личности, продолжают традиции прошлых веков, начиная с античности.

В них отражается эффективность данного направления деятельности педагога и его перспективы.