Разработки различных психологов

Разработки различных психологов. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта материал х операции х результаты - SOI structure of the intellect. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление схождение актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.

В принципе конкретных решений может быть и несколько множество корней уравнения, но это множество всегда ограничено. Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ. Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях Дж. Гилфорд. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности 1. оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы 2. семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования 3. образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования 4. семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности 1. способность к обнаружению и постановке проблем 2. способность к генерированию большого числа идей 3. гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи 4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно 5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали 6. способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей ARP , которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда легкость, гибкость, оригинальность, точность. В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений.

Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация.

Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов.

Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность. Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте Звуки и образы в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании Звукоподражание и образы используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту животному, механизму и т. д Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса по данным автора очень велика от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные. В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов от дошкольников до взрослых. Концепция М.Воллаха и Н.Когана М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта с поправкой на шумы, создаваемые специфичной экспериментальной процедурой. Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точность.

В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Воллаха и Н. Когана, а также таких авторов, как П. Верной и Д. Харгривс, для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка.

Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания. Концепция Медника Несколько иная концепция лежит в основе разработанного Медником теста RAT тест отдаленных ассоциаций. Процесс дивергентного мышления идет следующим образом есть проблема, и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы.

Дивергентное мышление - это как бы боковое, периферическое мышление, мышление около проблемы. Конвергентное мышление увязывает все элементы семантического пространства, относящиеся к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие.

По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Тем самым дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. Но вместе с тем синтез элементов может быть нетворческим и стереотипным, например соединение черт лошади и человека актуализирует образ кентавра, а не образ человека с головой лошади. Творческое решение отклоняется от стереотипного суть творчества, по Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и, как было отмечено ранее, в широте поля ассоциаций.

Теотия инвестирования Р. Стернберга Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая теория инвестирования, предложенная Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой. Покупать по низкой цене - значит заниматься неизвестными, непризнанными или малопопулярными идеями.

Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивленияю среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и продает их по высокой цене. После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся? Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях 1. если он высказывает идеи преждевременно, 2. если он не выносит ее на обсуждение слишком долго и тогда она становится очевидной, устаревает. По Стернбергу, творческие проявления детерминируются шестью основными факторами 1. интеллектом как способностью 2. знанием 3. стилем мышления 4. индивидуальными чертами 5. мотивацей 6. внешней средой.

Какое содержание вкладывает автор в эти факторы? Интеллектуальная способность является основной.

Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки практические способности - умение убеждать других в ценности идеи продажа. Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных.

Практическая способность без двух остальных может привести к продаже недоброкачественных, но ярко представленных публике идей. Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности. Концепция творческой одаренности А.М.Матюшкина Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает а доминирующую роль познавательной мотивации, б исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в возможности достижения оригинальных решений, г возможности прогнозирования и предвосхищения, д способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. 4,с.29 Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека.

Внешние проявления творчества многообразны более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом любознательность ребенка, исследовательская активность. Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности.

У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов. По мере творческого развития одаренного ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному.

Расширяется исследовательский диапазон, появляется возможность к исследованию непосредственно не данного, определению отношений причин и следствий. С этого этапа основным структурным компонентом одаренности ребенка становится проблемность, выражаясь в поиске несоответствий и противоречий. Трудность открытия нового выражается в преодолении сложившихся стереотипов.

Решение такой нерешаемой проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения и определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему, отказом от стандартных очевидных гипотез. Общая одаренность выражается в более быстром обнаружении решения. Эффективность поиска определяется мерой предвосхищения каждого последующего шага решения, прогнозирования его последствия.

Глубина предвосхищения составляет необходимый компонент общей одаренности. Интегральным метакогнитивным элементом одаренности является оценочная функция всех сложных психологических структур. Способность к оценке обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, определяя этим его самостоятельность, некомформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Итак, перечислим основные структурные компоненты одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового, возможность достижения оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Предлагаемая концепция Матюшкина А.М. позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет раскрыть одаренность как общее основания творчества в любой профессии.

Эта концепция дает возможность использовать накопленный научный материал для психологической помощи одаренному ребенку, психологической подготовки творческого учителя, способного помочь творческим учащимся, психологической помощи родителям, воспитателям творческих детей. 2.