Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка. Л.П.Стрелкова в своей работе рассмотрела вопросы восприятия детьми художественных произведений, влияние театрализованных игр на эмоциональное поведение детей.

Восприятие художественного произведения - очень сложная развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвует воображение, восприятие, внимание, мышление, память, внимание, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленного человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые Э.Г. Чурилова,2001 c.31 . Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствие.

Взрослый обращает главное внимание на развитие чувств ребенка, не забывает о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш, верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Произведения искусства расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности главное - вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства маленький ребенок может постигнуть из произведений искусства, и особенно из сказок. Погружаясь в сказку, ребенок испытывает целую палитру чувств - радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и черпает первые представления о справедливости и несправедливости, откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Очень многое приводит ребенка к пониманию через искусство, литературу, заставляет его задуматься и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Л.Ф. Обухова,2003 с.64 Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Их захватывают события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать.

Дети действуют по-разному одни вскакивают с мест, подсказывают героям, плачут, смеются, другие застывают в напряженной позе. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямит детскую душу В.А.Сухомлинский,1969 c.47 . Художественная литература влияет на формирование личности ребенка активизирует воображение, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у ребенка появляются новые знания и представления, а, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему к людям, предметам, явлениям.

В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием литературы, а если нет, то почему и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Н.Ф.Сорокина, 2002 с.19 Поэтому только чтения художественного произведения недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей.

Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те чувства, те эмоции, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.

Прочитанная книга еще долго должна жить в группе, в семье в виде различных игр, разговоров, драматизаций. Л.С. Выготский,1978 с.53 Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы отстраняются от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного состояния с другой - дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают труда души. Необходимо четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях.

В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе. Иначе говоря, необходимо не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Для свободной ориентировки в ситуациях, возникающих в группе, при разрешении конфликта необходимо использовать такой бесценный источник формирования нравственных качеств личности как литература и игра. К.Фопель, 1999 с.50 Игры-драматизации дают возможность ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют на основе такого действенного переживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Педагог, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, незаметно переключает внимание всех ребят на аналогичные ситуации, которые имели место в группе давно или в настоящее время - это не имеет значения. Главная цель здесь - формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умения не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Игра-драматизация театрализованная игра является одним из этапов в работе педагога над книгой.

С.Я.Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения. И.А. Генералова,1997 с.41 Игры, связанные с сюжетом литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, театрализованная игра по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности она представляет собой синтез восприятия, усвоения художественного произведения, является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Взрослый создает, подготавливает условия, в которых такая игра может появиться и развиваться Т.Н. Караманенко,1982 c.82 . В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослых к разыгрываемым событиям. В спектаклях, поставленных впервые, принимает участие и педагог, так как он может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, но не нарушая тем самым общего сюжета развития игры. Д.Б.Эльконин,1978 с.60 Лучше всего, когда в детском саду есть свой театр, и игра начинается именно там. Но она может разворачиваться и в группе, в уголке сказок, так как более соответствует сюжетно-ролевой игре, где артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу.

Нравственное общение артистов и зрителей, возникающее по ходу развития сюжета, любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они связаны с проявлением подлинно ценностных ориентаций или с возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень социальных эмоций воспитатель всячески поощряет и стимулирует.

После изготовления костюмов и декораций по возможности вместе с детьми подбираются исполнители. И самым ответственны моментом в этом распределении является подбор артистов для исполнения противоположных ролей.

Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. В случае отказа от отрицательной роли воспитатель либо вызывает добровольцев, либо играет сам особенно в первых театрализованных играх, когда у детей еще нет соответствующих навыков. Ю.П. Караманенко,1982 с.30 Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли одни исполняют ее формально другие категорически отказываются играть плохих персонажей в этом случае взрослый не настаивает, а предлагает ребенку роль второстепенного персонажа нейтрального характера третья группа детей небольшая с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывают роль отрицательного персонажа.

В данном случае необходимо особенно наблюдать за тем, не вносит ли ребенок свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким сказочным моментам, которые по существу являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций.

И если это имеет место быть, нужно постараться показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя, а также выявить эмоциональное отношение к этой роли ее исполнителя. Очень важен отклик зрителей, их эмоциональная оценка и действий персонажа, и особенностей игры артиста И.А. Генералова,1997 c.55 . Театрализованная игра позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Это раздвигает границы жизненного опыта, обогащает его. В театрализованных играх дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, творчески изменять события, находить бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях, восстановить справедливость.

Все хорошее, что пережили ребята во время чтения художественного произведения, они могут реализовать в театрализованной игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Н.Р. Сорокина,2002 с.48 Таким образом, значение игры и художественнй литературы заключается в том, что у ребенка возникают новые по своему содержанию эмоции и волевые действия. Через чтение художественной литературы, игру ребенок познает окружающий мир и ни в какой другой деятельности нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, нет такого эмоционально наполненого вхождения в жизнь взрослых. 2.