Функции эмоций

Функции эмоций. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эта функция эмоций заключается в непосредственной (в форме переживаний) сигнализации субъекту о значимости для него оцениваемых предметов, ситуаций, событий: их полезности – вредности, потребностной значимости и т.д. Функция оценки в значительной степени сближает эмоции с мышлением.

Как отмечает Б. И. Додонов, «информация сама по себе никакой значимости не имеет; она приобретает её в контексте потребностей субъекта» [6]. Эта первичная информация подвергается переработке мышлением и эмоциями, на основании этой переработки организм приобретает «аргументы к действию». Результатом оценочной деятельности мышления выступают понятия, а результатом оценочной деятельности эмоций – переживания, или эмоциональные обобщения. 2.Функция побуждения.

В эту рубрику попадают функции: «готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»: способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция); облегчения филогенетических адаптивных реакций.

Считается, что в тот момент, особенно при неожиданно сложившейся сложной или опасной ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д. [3]; дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в их способности нарушать целенаправленную деятельность человека.

Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при радостном возбуждении или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект) дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению.

Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости; регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта» [4]. Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти.

Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций. 3.Функция активации. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных центров, а значит и всего организма.

Так, эмоции согласно «активационным» теориям[4] обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы). 4. Экспрессивная функция. Эта функция осуществляется посредством мимики, пантомимики, голосовых реакций.

Перечисленные сигналы оповещают окружающих об эмоциональном состоянии индивида, о его отношении к происходящему. Они играют значительную роль в коммуникативных процессах, являясь основой невербального общения. Испуг на лице может послужить предупреждением об опасности, выражение гнева служит предупреждением о последующих агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев – сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.: «Один психолог углубился в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека.

Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что и у западных писателей.

Однако другие телесные выражения в китайских произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие цитаты из китайских повестей наверняка были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой: «Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.) «Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.) «Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.) «Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)»[1]. 2.2 Виды эмоциональных состояний.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. 1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению.

Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).[6] 2.Собственно эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Это мене сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий.

Или, словами А. Н. Леонтьева: «Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях.

Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».[11] Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных.

Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще – с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение.

В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.[10] Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности контактные и дистантные.[14] 3.Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями.

В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии.

Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии. 4.Страсть – интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений.

Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.

Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности. 5.Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими.

Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).[8] 2.3