Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование

Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование. Возвращаясь к типологии зрительной коммуникации, можно выделить еще один взгляд, которыйхарактеризуется такой же напористостью, как и взгляд, нарушающий границы Эго. Я имею в виду взгляд достаточносильных личностей, Эго которых содержит выраженное ядро чувства величия и превосходства.

Такой взгляд присущ многим лидерам, руководителям крупныхпредприятий, ведомств и других организаций, которым приходится работать с большим количеством сотрудников, подчиненных.

Не осознавая того, их взгляд подинамическим свойствам, не содержа невротических качеств, оказывается столь сильным, что может подавлять Эго своих сотрудников и вообще людей ниже своегосоциального уровня. С точки зрения динамики воздействия, присущее этому взгляду давление происходит не из-за того, что такой взгляд нарушает границы Эго, а он как бы заставляет интимные границы Эго объекта, уступать и подчиняться собственным законам, устанавливаемойкоммуникации.

Другими словами, это не формализованная коммуникация, присущая традиционно широкому слою людей для социального межличностного общения, аскорее, это статусное Эго-функционирование, навязывающее объекту свои стереотипы коммуникации. К ним можно отнести и направленность взгляда – прямона интимные границы Эго, и порой отсутствие во время контакта глаз визуализации, как признака психической близости. А также сюда можно отнести и динамику затяжной задержкивзгляда на глазах объекта и т.д. В каком-то смысле, в работе “Масса и первобытная орда” Фрейд тоже заметил подавляющее свойство инепереносимость властного взгляда – “Эта таинственная сила в публике ее еще часто называют животным магнетизмом должна быть той самой силой, котораяявлялась для первобытных народов источником табу, т. е. силой, исходящей от королей и от начальников, благодаря которой к ним опасно приближаться (Mana).Гипнотизер хочет обладать этойсилой; как же он выявляет ее? Требуя от человека, чтобы тот смотрел ему в глаза; в типичном случае он гипнотизируетсвоим взглядом.

Но именно взгляд вождя опасен и невыносим для первобытных, как впоследствии взгляд божества для смертных”. Неформальнаявизуальная коммуникация Мы видим другую картину, когда взгляд собеседника направлен на нас поверхностно, а вернеесказать он скользит по коммуникативным каналам, выстраиваемым нашей визуализируемой Эго-репрезентацией.

При этом взгляд не проникает глубоко впсихическое, хотя и направлен в область глаз, он коммуницирует с теми визуализированными объектами и репрезентациями, которые доступны для контакта. Такая социализированная, конформная, неформальная коммуникация обеспечивает максимальный комфорт собеседников и расположение их друг к другу.

Можносказать, что при таком контакте мнение одного человека, складываемое о другом, во многом соответствует мнению другого о самом себе. Во всяком случае, с точкизрения его психоэнергетического потенциала. Таким образом, мы можем выделить два вида взгляда.

Первый, можно обозначить как нарушающийграницы, предполагающий параноидные, нарциссические и другие невротические компоненты, направленные на нарушение интимных психических границ объекта. А второй, как неформальный илисогласующийся с нашими коммуникативными структурами, границами и устанавливаемыми Эго “правилами” психической коммуникации. Мне кажется, это дваважных динамических критерия, по которым мы можем уже говорить о характере коммуникации объекта, вступающего с нами в контакт.

По большому счету, этадуальность, дает нам возможность, несколько примитивным образом, связывать эти два типа коммуникации, как позитивный и негативный, нормальный и невротический. Одному будет свойственна агрессия, зависть, соперничество, доминирование, ревность, желание проверить на прочность, возможно, причинить вред, разрушаяили нарушая психическую автономность и стабильность объекта. А второму будут соответствовать такие чувства, как эмпатия, доверие, уважение, понимание исогласие, сотрудничество и т.п. В этой классификации статусное Эго-функционирование является исключением, как достаточно редкое явление.

Вкакой-то степени эти динамические характеристики мне кажутся важным ключом в подходе к изучению коммуникации и ее невербальных составляющих. Все остальное, а именно, характерологические взгляды, к примеру, страстный, покорный, враждебный, виноватый, самоуверенный и т.п отражают лишь качества акцентуированности тогочувства, которое испытывает в данный момент человек.

И соответственно, сколько чувств, столько много будет и типов взглядов, содержащих характерныевизуализации этих чувств. Описательныевиды взгляда Если рассматривать типологию взгляда исключительно с описательных точек зрения, то, также, можно выделить три особенности. Первое - это взгляд прямо в глаза, второе – подвижный, к примеру, от одного глаза к другому или от глаз к другимобъектам, а третья - бесконтактный, фокусирующийся не на глазах, а, к примеру, на переносице или на другой части лица, или другом объекте.

Причем взависимости от культуры эта часть может быть подбородком или шеей, как это принято в Японии и Китае;или выше глаз в области лба или выше головы, как это принято в армии США. Взгляд прямо в глаза, это наиболее распространенная форма коммуникации вЕвропейской культуре, но длительное удержание взгляда на глазах без активной взаимной визуализации вызывает визуально-контактное напряжение, которое влечетфрустрацию Эго. Фрустрация происходит от того, что с одной стороны, Эго не получает Либидную энергию объекта и при этом растрачивает собственную.

А сдругой стороны, отсутствие визуализации не передает психическое содержание информации, за счет которой коммуникация становится контактно неполноценной и впсихическом смысле разрушается необходимость в подобном объекте. Подвижный взгляд свойственен людям со слабым Эго, репрезентация которого не позволяеткоммуникативной структуре настраиваться на визуализированное Эго-функционирование и факт подвижности свидетельствует о характерной защитнойреакции Эго, от нарциссически-параноидных тенденций.

Бесконтактный взгляд имеет ту же природу, что и подвижный, и отличается или обусловленностью культуры, или требованиемдисциплинарного пространства, или характерной защитной формой Эго-функционирования во время коммуникации.