ЧАСТЬ IV. ОДИНОЧЕСТВО И СТАРОСТЬ

ЧАСТЬ IV. ОДИНОЧЕСТВО И СТАРОСТЬ. Маргарет Кларк, Барбара Гэллатин Эндерсон) Хотя старение – неизбежный биологический факт, тем не менее, культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние. Так, лишь небольшое число пожилых людей продолжают участвовать в деловой жизни.

Большинство из них живут на пенсию, сбережения, пользуются социальными пособиями, благотворительностью. Некоторые старики живут с детьми или дети им помогают. В большинстве своем они отрицательно относятся к зависимости и создают себе индивидуальный мир, где могут эту независимость сохранить. Но часто оказывается, что этот мир сокращается у них до комнаты, дома или района. В таких условиях происходит социальное отчуждение пожилых людей.

Существует несколько причин этого. Например, многие люди воспринимают процесс старения, как только свою "беду", не замечая, что то же происходит и со всеми поколениями. Другие лишены подвижности и сил, необходимых для общения, то есть просто отрезаны от внешнего мира. Третьи боятся старения и в общении с ровесниками видят напоминание о собственной уязвимости. А четвертые уже пережили всех близких ровесников. В силу этих причин многие пожилые люди видят выход в общении с представителями следующего поколения.

Однако и здесь возникает ряд определенных трудностей. Так, многие старики считают, что между поколениями отсутствует связь. Другие говорят о пренебрежительном отношении к молодежи и о предполагаемом у них отрицательном отношении к старикам. Порицается безразличие молодых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поколением и стереотипное представление молодежи о стариках как об отсталых и умственно неполноценных людях. Надо сказать, однако, что не всегда пожилые люди возлагают ответственность за плохие отношения между поколениями на молодых.

Многие признают, что в этом следует винить и взгляды самих стариков. Существует определенное различие между пониманием уединения пожилых людей с различным состоянием здоровья. Только старые люди со здоровой психикой активно участвуют в общественной жизни. Уединение не является для них проблемой, так как у них достаточно много интересных занятий. Люди из общин боятся оказаться слишком вовлеченными в чужие дела и предпочитают уединение, видя в нем возможность побыть наедине с собой, подумать.

Душевнобольные же воспринимают общение как сложный процесс, требующий массы усилий с их стороны. Таким образом, одиночество становится для них лишь побегом от трудностей. Тем не менее, многие пожилые люди, вынужденные жить в уединении, часто недовольны своим образом жизни и поэтому были бы совсем не против что-либо изменить. И здесь на их пути становятся преграды субъективные. Кто-то уже пытался жить в компании сверстника, но у них ничего не вышло.

Умудренные старым опытом они не предпринимают новых попыток найти сожителя. Другие пожилые люди намеренно не принимают приглашения жить вместе, чтобы не быть обузой, хотя и испытывают чувство одиночества. К ним чаще всего относятся те, кто ни разу в своей жизни не пытался установить более или менее тесные отношения с противоположным полом. Они оказываются более "закаленными". Важным, на мой взгляд, замечанием является то, что женщины гораздо сложнее переносят одиночество.

Они готовы пойти на что угодно лишь бы избавиться от него. Женщины, жалующиеся на одиночество, чаще всего вдовы. Возможно, в прошлом у них были проблемы с общением и единственной отрадой был супруг. С его потерей все вернулось в первоначальное русло, из которого им уже трудно выбраться. Те же женщины, у кого межличностные отношения всегда складывались удачно, и в пожилом возрасте поддерживают свои старые дружеские контакты. В отличие от женщин пожилые мужчины не столь охотно признаются в своем одиночестве.

Им свойственно представлять прекращение дружеских контактов как осуществление собственных планов, а не несчастливое стечение обстоятельств. Они очень быстро смиряются со своим положением, и их вполне устраивают поверхностные отношения. Есть и такие пожилые люди, кого не тяготит одиночество. В основном это представители нарцисистического типа: им самолюбование заменяет общение с другими людьми. Для некоторых пожилых людей серьезной проблемой становится осознание себя как человека старого, пусть и не беспомощного.

Поэтому то, что сначала может показаться опасным расторжением связей с миром, потом оказывается лишь попыткой сохранить самоуважение вопреки спаду физической и душевной активности, а также проявлением самостоятельности и уверенности в себе. Те же, кто и в 80 лет здоров физически и духовно, так же общительны, как и более молодые люди. Это напрямую противоречит "геронтологической" теории расторжения связей, где утверждается, что активность в общении неизбежно убывает с возрастом.

Кроме того, данная теория оказалась несостоятельной и в том своем утверждении, что сокращение социальных связей соответствует моральному состоянию пожилых людей. Однако ряд исследований, проведенных Маргарет Кларк и Барбарой Гэллатин Эндерсон, доказывает, что социальные связи являются единственным источником удовлетворения для одиноких людей. Тем не менее, в некоторых случаях с душевнобольными стариками была видна и положительная сторона одиночества: они были ограждены от каких-либо нападок.

Таким образом, видно, что для здоровых людей поддержание социальных связей является необходимым условием их старения. Более того, они проявляют замечательную способность к созданию новых связей в случае, когда старые по каким-либо причинам прерываются. И все же надо заметить, что это не является подтверждение теории активности. Зачастую чрезмерное стремление к общению является признаком неправильной социальной адаптации.

Интересно, что большую помощь в социальной адаптации оказывают своим старикам традиционные культуры. Там им отводится роль старейшины, советника, сказителя и наставника. Благодаря этому пожилые люди не выпадают из общества и сохраняют социальные связи. Единственная возможность для жителей стран с нетрадиционной культурой поддерживать отношения заключается в их способности завязывать общение с представителями молодого поколения. Вывод. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что главной проблемой пожилых людей является не расторжение связей, а проблема вовлеченности в общение. Кроме того, перед ними, как и перед людьми всех возрастов стоят одинаковые задачи: сохранить чувство собственного достоинства и выжить при любых обстоятельствах.

При достижении этих целей одиночество часто выступает не как следствие старения, а как средство для адаптации к нему. Многие старики отказываются от социальной помощи, поскольку это наносит удар по их самолюбию.

Для них одиночество более приемлемо, нежели потеря самостоятельности. И все же рано или поздно всем старикам приходится поступиться своей гордостью, отказаться от независимости, но продление жизни – достаточная награда за такой отказ.