III. Область любви к творению

Область любви к творению (шагхаф) [ 14 ] есть источник добротолюбия, любви и сострадания к тварным существам, как указывается в стихе: "Он (Иосиф) наполнил ее сердце любовью" (К. 12:30). Любовь к сотворенному соответствует месторасположению любви к созданию (шагхаф). (МИ 196)

Исмаил Хакки Брусави, автор толкований Корана Рух ал-байан , меняет местами общепринятую последовательность месторасположений любви к созданию и видения, полагая, что это соответственно четвертый и третий духовный уровень сердца. Он пишет:

Третий слой есть область видения, будучи шатром свидетельства (мошахада) Бога, как указывается в кораническом стихе: "Сердце (ему) не солгало в том, что он видел" (К.53:11). Четвертый слой – это область любви к созданию, заключающая в себя стадию любви (ишк), как указывается в стихе: "Он (Иосиф) наполнил ее (Золейхи) сердце любовью". (К. 12:30)

Когда Господь Миров желает привлечь добычу, пойманную арканом благодати, на путь религии, Он прежде всего бросает взгляд на грудь добычи, чтобы очистить ее от страстей и ухищрений (бид'ат) , и делает прямыми ее шаги по дороге обычая (сунна). Затем Он бросает взгляд на сердце добычи, очищая его от мирского и от качеств, заслуживающих порицания, таких, как самомнение, зависть, высокомерие, лицемерие, жадность, злобность и безрассудность, и направляет ее по пути добродетели. Затем Он бросает взгляд на видение добычи, отчуждая ее от тварного мира и привязанностей, открывая в сердце око познания и мудрости и одаряя ее Светом Своего наставничества. В Коране утверждается, что "он обладает светом от своего Господа" (К.39:22). Затем Бог бросает взгляд на любовь (Своей) добычи к тварному, отчуждая ее от материального и направляя ее стопы к тропе исчезновения. (РБ VIII 97)