Ступенчатые формулы обычно производят мягкое впечатление. Меняя одновременно две разнородные модальности в пределах длинной трансляции, протагонист рискует слишком резко повернуть свой сюжет, поэтому ему следует быть осторожным. Однако существуют естественные модальные формулы, в которых одновременно меняются сразу две модальности, но это не режет уши как диссонанс или срыв, а производит (в подходящей ситуации) впечатление «сильного хода». Ниже приведены некоторые примеры.
«Прыжок рыси»: (фон-инь) — (ког-ян)
Эта формула дает краткое ненавязчивое вступление, настраивающее партнера в общем и как бы усыпляющее его бдительность, а завершается энергичным и содержательным «нападением» на него:
— (глядя в сторону) Я так всегда мечтала о любви... (фон-инь) Ты когда поведешь меня в ресторан, Прокопий? (ког-ян)
— Моя жизнь — это вечное недоразумение. (фон-инь) Ты точно меня не бросишь, Жанетта? (ког-ян)
Упражнение 14. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «прыжок рыси».
1. Объявление форс-мажора своей семье.
2. Объявление старому другу о планируемом разводе с женой.
3. Сочувствие теще, стареющей год от года.
4. Отклонение неуместного предложения нового поклонника.
5. Прощание с доброй няней, уходящей по причине моего вырастания.
Ответ.
1. — Не все коту масленица. (фон-инь) Завтра, дети мои, большая уборка квартиры — (с нажимом) всем ясно? (ког-ян)
2. — Капля камень точит. (фон-инь) Знай, Панкрат: мы с Акулиной разводимся — бросаю я ее. (ког-ян)
3. — От судьбы не уйдешь: старость не радость. (фон-инь) Я вам искренне сочувствую, Пелагея Никаноровна, сам знаю: поясница — это не подарок. (ког-ян)
4. — О, молодые женщины очень капризны, особенно красивые и элегантные. (фон-инь) Нет, Самсон, я не пойду с тобой. (ког-ян)
5. — Все лучшее в мире всегда куда-то девается. (фон-инь) Не уходи, Кларетта! (ког-ян)
«Бегство с поля битвы»: (ког-ян) — (фон-инь)
Эта формула хороша для снятия напряжения, ухода от слишком горячо обсуждаемой темы:
— Ты пойми, Патрикей: я не хочу сейчас замуж. (ког-ян) Пока зелен виноград, не стоит на него рот разевать. (фон-инь)
— Где ты был, дорогой? (ког-ян) (сама себе) О, знал бы кто, как мне надоели эти виноватые глаза! (фон-инь)
Упражнение 15. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле «бегство с поля битвы».
1. Поддержка моральная дочери, обиженной поклонником.
2. Комплимент новой знакомой на танцах.
3. Обещание верное подчиненному, отправляющемуся в опасную командировку.
4. Задание другу, собирающемуся прийти в гости.
5. Возложение вины за неприятное событие на отца.
Ответ.
1. — А ты ему больше не звони. (ког-ян) Есть кое-что и получше в Поднебесной. (фон-инь)
2. — Вы прекрасно танцуете, Авдотья, уверяю вас. (ког-ян) Легкость в танце — это легкость в жизни! (фон-инь)
3. — Если вернешься с добычей — месяц отпуска. (ког-ян) Мужество должно высоко цениться. (фон-инь)
4. — Принеси бутылку вина и тортик — небольшой. (ког-ян) Красиво жить не запретишь. (фон-инь)
5. — А ты сам мне поручил маме помогать, ведь правда?! (ког-ян) А я еще маленький... (фон-инь)
«Верный кинжал»: (ког-инь) — (стил-ян)
Эта формула в чем-то похожа на «прыжок рыси», но иногда еще более эффектна и действенна — особенно, если протагонист хорошо владеет стилистической модальностью. Примеры:
— (как бы сама себе) Я не потерплю насилия. (ког-инь) (подходит к партнеру и берет его за горло) Ясно?! (стил-ян)
— (глядя в сторону) Я замерзла и хочу чаю. (ког-инь) (гневно, переводя взор на партнера) Живо чаю! У, лентяй чертов! (стил-ян)
Упражнение 16. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «верный кинжал».
1. — Тебе понравилось мое новое платье, Анисья?
2. — Мне не по душе скрытные люди.
3. — Богу угодны мои добродетели, на то он и Господь.
4. — Мой попугай — самый сообразительный из птиц этого рода.
5. — Тебе надо одеть юбку поприличнее, дочь — ты же уже студентка!
Ответ.
1. — (рассматривет платье) Везет тебе... (ког-инь) (смотрит прямо на протагонистку) Блеск! (стил-ян)
2. — Мне скрывать от тебя нечего. (ког-инь) Вот! (распахивает грудь навстречу протагонисту) (стил-ян)
3. — Бога-то лучше бы тебе всуе не поминать... (ког-инь) (грозно) Помолчи о Господе! (показывает партнеру кулак) (стил-ян)
4. — Лучше бы ты не хвалился. (ког-инь) Дурак твой попугай, Гервасий, (громко скандирует) ду-рак! (стил-ян)
5. — Меня эта юбка устраивает выше головы. (ког-инь) (умоляюще) Не трогай, а?! (стил-ян)
«С небес на землю»: (глоб-инь) — (лок-ян)
Эта формула удобна, если требуется оформить переход от абстрактно-созерцательного введения к конкретному содержанию, императивному для партнера:
— Я на многое закрываю глаза... (глоб-инь) Но эту свою Клеопатру с кривыми ногами ты больше в наш дом не приводи, Ираклий! (лок-ян)
— Удача — это хорошо, но мимолетно. (глоб-инь) Так что дай объявление в газету и на радио, Аверкий. (лок-ян)
Упражнение 17. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «с небес на землю».
1. — Пришла пора нам с тобой объясниться всерьез, мама: я уже взрослый!
2. — Такого ленивого работника на нашей фирме еще не было, Панкрат!
3. — Мой принцип таков: сначала пробуем, потом делаем, а не наоборот.
4. — Что ж! придется мне, видно, умирать в одиночестве...
5. — Клянись в верности, Акулина! Иначе убью!
Ответ.
1. — Мне уже все ясно... (глоб-инь) Вытри сначала нос, сынок. (лок-ян)
2. — Ой! (глоб-инь) А почему из всех я, всегда я?! (лок-ян)
3. — Это мудро. (глоб-инь) Ну, начинаем с малых пирогов или сразу к большому выдвигаемся? (лок-ян)
4. — От судьбы не уйдешь никуда. (глоб-инь) Может, подушечку тебе под голову положить? (лок-ян)
5. — Поклянешься — потом Господь прогневается. (глоб-инь) Ну ладно, давай икону. (лок-ян)
«Восход солнца»: (син-ян) — (кач-инь) — (пред-ян)
Эта формула хороша для самопредъявления или для представления другого человека:
— (глядя прямо на партнера) Пойми: я — (с пафосом) Неудачник. (син-ян) (подняв глаза вверх) Неудачник со стажем, с опытом, убежденный и последовательный. (инь-кач) (переводя взгляд на партнера) Не проси меня заварить чай — я и заварку просыплю, и сахару не найду. (ян-пред)
— Это, друзья мои, (громко) Капитолина. (ян-син) Она скромная, молодая, неопытная и очень веселая. (инь-кач) Посмотрите, какие у нее глаза и чудная улыбка. (показывает рукой в направлении Капитолины) (ян-пред)
Упражнение 18. Подумайте, какие еще формулы смены комплексных модальностей могут оказаться полезными в разных ситуациях. Подключите к рассмотрению модальности, введенные в следующих главах этой книги.