Когнитивные эфирные маркеры представляют собой акценты на различных телесных переживаниях и ощущениях:
— (разваливается в кресле и выразительно потягивается и зевает) А-ах! (эф)
— (плотно обнимает себя руками, показывая, что замерз) (эф)
— (вздрагивает всем телом) (эф)
К числу эфирных маркеров относятся подчеркнуто медленные жесты, с замиранием в конце движения.
К эфирной субмодальности апеллируют разнообразные метафорические описания (в частности, фразеологизмы и пословицы), связанные с телесными ощущениями:
— Как поживаешь, Лукиан?
— С утра сегодня головы от подушки не оторвать. кауз(эф)
— У меня тогда как будто крылья выросли. мен(эф)
Описания, прямо обозначающие телесные (в частности, вкусовые и эротические) ощущения, чаще всего маркируют эфирную субмодальность:
— Ты знаешь, меня уже тошнит. мен(эф)
— (хозяйке, отказываясь от угощения) Спасибо, я сыт. кауз(эф)
Стилистические эфирные маркеры. Способность произносить слова и даже фразы в эфирной модальности — целое искусство, которым обладают лучшие актеры (особенно комики), отличающиеся особой выразительностью; при эфирном произнесении кажется, что слова произносит не личность человека, а непосредственно его тело:
— (хрипя и напрягаясь всем телом, гневным шепотом) Парассит! эф(аст)
— (отказываясь от угощения) (держась рукой за горло и таким голосом, словно там стоит кусок) Больше не лезет! (эф)
К числу стилистических эфирных маркеров относится акцентуация телесных ощущений — прямая или словесная; впрочем, последняя чаще дает эфирную субмодальность:
— (стонет от наслаждения) Оо...о! (эф)
— Ой! (хватается за ушибленное место) (эф)
— (спокойно) У меня сегодня с утра зубы ноют. мен(эф)
Нормальный эфирный темп медленный, жесты плавные, со склонностью к замиранию. «Эфирный» голос как бы утробный, сдавленный, чревовещающий и т. п.