Синастрическая внутренняя модальность характерна для трансляций, где протагонист предлагает партнеру углубиться в свой (партнера) внутренний мир:
— (проникновенно) А совесть у тебя есть? (>внут)
— Ты не мне, ты своему покойному отцу ответь: правильно ты себя ведешь или нет? (>внут)
— А если бы ты вернулся в свою юность, как бы ты поступил, Евтихий? (>внут)
— Вспомни, что ты мне обещал год назад — и клялся и божился, что не обманешь! (>внут)
Синастрическая внешняя модальность характерна для обращений к партнеру, предполагающих его ответ как исполнителя определенной внешней социальной роли или функции:
— Ты мне скажи как отец Марфы: когда ей нужно вернуться домой? (>внеш)
— Если ты мой возлюбленный, то где цветы и вино? (>внеш)
— Сходи на рынок и принеси фруктов, и смотри получше выбирай — ясно? (>внеш)
Другой вариант использования синастрической внешней модальности — требование, чтобы партнер отвечал немедленно, особенно в непривычной для себя ситуации:
— (внезапно задирая юбку и поворачиваясь к партнеру задом) Отвечай, но только быстро: ты пойдешь за мной на край света? (>внеш)
Синастрическая демонстративная модальность предполагает ответ партнера с учетом его внутренних ресурсов или личного отношения:
— Скажи мне, Дормидонт, тебе нравится наш начальник? (>дем)
— Неужели тебе не противно мне каждый день лгать — скажи честно, Порфирий! (>дем)
— Подумай и скажи, какую птицу я тебе напоминаю — или может быть это земноводное? (>дем)
Синастрическая наблюдательная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист привлекает к себе внимание партнера — прямо или косвенно, намеренно употребляя неизвестные ему слова, выражения, имена или подчеркнуто оставляя свое сообщение незаконченным.:
— Слушай меня и не перебивай! (>вним)
— Гляди, как я это буду изображать! (>вним)
— Если интересно, могу рассказать. (>вним)
— (многозначительно) А меня сегодня Максимилиан пригласил... кое-куда... (>вним)
Реверсивная внутренняя модальность характерна для трансляций, в которых протагонист оценивает предшествующую реплику партнера как не имеющую отношения к нему (протагонисту) лично:
— Может, ты все же обратишь на меня свое внимание, Людвиг? (<внут)
— Я в молодости тоже грезами наяву увлекался... (<внут)
— Ты с кем разговариваешь — со мной или со своим прошлым? (<внут)
Реверсивная внешняя модальность возникает, например, в трансляциях, где протагонист показывает, что воспринял предшествующую реплику партнера по ее непосредственному социальному смыслу без учета особенностей ее психологического наполнения:
— Хорошо, слушаюсь: ты командир. (<внеш)
— Нельзя так нельзя, конечно не буду. (<внеш)
— Я понимаю, вы отвечаете за порядок на производстве. (<внеш)
Реверсивная демонстративная модальность характерна для трансляций, где протагонист дает партнеру понять, что воспринял его предыдущее обращение как личное или заранее спланированное:
— Сильно напрягся, Досифей? Теперь можешь отдохнуть. (<дем)
— Ты почему меня своим считаешь, Радомир? Мы пока что еще мало соли вместе съели. (<дем)
— Ты зря меня так презираешь. (<дем)
Реверсивная наблюдательная модальность характерна для трансляций, где протагонист показывает, что партнер слишком внимательно на него смотрит (его слушает):
— А что? Я ничего особенного тебе не говорю, Гервасий. (<наб)
— Не смотри на меня как на пророка. (<наб)
— Ты что, меня проглотить готовишься? (<наб)
Упражнение 4. В следующей сценке определите синастрические и реверсивные психологические маркеры. Отметьте психологически комплементарные, некомплементарные, конформные и неконформные трансляции.