Собственная и синастрическая модальности. Синастрические маркеры.

Модальность трансляции — это ее собственная модальность. Однако во многих случаях протагонист прямо или косвенно показывает партнеру, в какой модальности тому желательно отвечать; эта модальность называется синастрической и обозначается со значком «>» впереди (так что «>твор» означает синастрическую творительную модальность). Например, реплика протагониста:

— Ну прошу тебя в который уже раз: придумай же что-нибудь оригинальное, Пафнутий! (>твор) — подразумевает, что партнер (Пафнутий) должен отвечать, используя творительную модальность. Иными словами, данная трансляция имеет синастрическую творительную модальность; при этом собственная ее модальность — осуществительная.

Примеры трансляций с отчетливыми синастрическими модальностями:

— А теперь я жду от тебя вопросов по существу, Геронтий. (>ян)

— Чувствуйте себя как дома, Сигизмунд дорогой. (>инь)

— Не надо так на меня наседать, Дементий. (>инь)

— Скажи мне, Гервасий: доволен ты в целом или нет? (>глоб)

— Где конкретно ты был сегодня и с кем, Феофилакт? (>лок)

— Какие новости, Аграфена? (>твор)

Знаки в трансляции протагониста, явно или неявно, когнитивно или стилистически указывающие на желательную модальность ответа партнера, называются синастрическими маркерами.

Диадические синастрические маркеры
Когнитивным синастрическим янским маркером является указание партнеру проявить активность:

— Я жду твоего решения, Нафанаил. (>ян)

— Ну, задавай вопросы, Манефа. (>ян)

Стилистическим синастрическим янским маркером является жест протагониста, приглашающий партнера что-либо сделать или сказать, или гримаса, выражающая подчеркнутое внимание протагониста к партнеру (например, широко раскрытые глаза и голова, поданная максимально вперед). Синастрическую янскую модальность имеет (прямой или косвенный) призыв к партнеру проявить активность по отношению к протагонисту:

— Мне так плохо, а ты молчишь, Клариса! (>ян)

— А почему ты меня ни о чем не спрашиваешь, Горгоний? (>ян)

Когнитивным синастрическим иньским маркером является указание партнеру на желательность прекращения его активности, направленной на протагониста:

— Ты лучше, Варсонофий, мне не перечь, а посиди, отдохни, послушай, что умные люди вокруг тебя говорят. (>инь)

Стилистическим синастрическим иньским маркером служит успокаивающий жест (например, поглаживание по голове), показывающий, что протагонисту от партнера в данный момент ничего не требуется. Словесно эта ситуация может быть выражена так:

— (иронично) Сильно напрягся, Гремислав? Теперь можешь расслабиться. (>инь)

Синастрическую иньскую модальность имеет сообщение, которое по мысли протагониста должно вызвать у партнера какую-либо реакцию, которую тот должен прожить самостоятельно:

— Радуйся, Калерия, твой суженый возвращается! (>инь)

— Гуляй, пехота: спирт привезли! (>инь)

— Нравится тебе это или нет, Гермоген, я ухожу. (>инь)

Вообще, если в трансляции нет отчетливого янского синастрического маркера, обычно она воспринимается как синастрически-иньская.

Упражнение 2. Определите синастрическую диадическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору. Подыщите наиболее адекватный с точки зрения коммуникации ответ.

1. — Мама, я решил жениться!

2. — Феофания, ты меня разлюбила?

3. — Я вижу, что никому здесь не нужен — давно.

4. — Как это хорошо, когда юноша заботится о даме сердца, предлагает ей разные увеселения или хотя бы интересные напитки...

5. — Уймись, Самсон!

6. — Имей в виду, Илиодор: я — свободная женщина.

7. — Где границы моего терпения — ты скоро узнаешь — берегись, Мартирий!

8. — И что теперь тебя интересует, Мечислав?

9. — Я жду вопросов и критики, господа!

10. — (уговаривая) Тебе не надо этого делать, Паисий, уверяю тебя: не надо.