Творительные синастрические маркеры это слова «новый», «свежий», «неожиданный», «интересный», «другой», фигурирующие в запросе к партнеру:
— Что нового расскажешь, Христина? (>твор)
— (обеспокоено) Что-то случилось неожиданное, Гиацинт? (>твор)
— Ну придумай что-нибудь новое, освежи разговор, Ананий! (>твор)
— Спроси меня что-нибудь другое, Гурьян. (>твор)
Синастрическая творительная модальность характерна для трудных вопросов, загадок, ребусов, долженствующих, по мысли протагониста, пробудить творческую активность у партнера:
— А вот тебе трудный вопрос, Викторин: о чем мечтает любая женщина сорока лет? (>твор)
— Угадай, Гермоген: о чем я сейчас напряженно думаю? (>твор)
Осуществительные синастрические маркеры показывают партнеру, что он должен придерживаться имеющегося течения сюжета (жизненного или данного разговора); здесь характерны обращенные к партнеру выражения «как обычно», «нормально», «естественно» и несовершенная форма вопросительного глагола:
— Чем ты сейчас занимаешься, Мелинда? (>осущ)
— А теперь, Клавдия, расскажи мне, что ты сейчас делаешь, только ничего не выдумывай. (>осущ)
— А что ты думаешь? Отвечай, как обычно отвечаешь. (>осущ)
— Не уходи от темы, Нафанаил! (>осущ)
Растворительные синастрические маркеры это слова «завершать», «оканчиваться», «распадаться» и т. п., обращенные к партнеру или к сюжету разговора:
— Мне кажется, тебе следует извиниться передо мной и на этом закрыть тему. (>раст)
— Ты проиграл, Дормидонт, признай это. (>раст)
— Остановись, Фабиан. (>раст)
— Согласись, что наши отношения исчерпали себя, Филофей. (>раст)
Растворительную модальность имеют обычно абстрактные суждения, философские обобщения, этические высказывания, потому апелляция протагониста к ним имеет синастрическую растворительную модальность:
— Скажи, Паисий, ты меня осуждаешь? (>раст)
— Что ж, рассуди по справедливости. Я тебя слушаю, Северьян. (>раст)
— А что бы сказал Имманил Кант по этому поводу? (>раст)
— Мне бы хотелось услышать от вас серьезное теоретическое обоснование, Сигизмунд. (>раст)
— А что говорит в таких случаях народная мудрость? (>раст)
Упражнение 5. Определите синастрические диалектические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору.
1. — Ну что еще ты от меня хочешь, неугомонный?
2. — Объясни мне еще раз, почему ты решила разводиться, Степанида?
3. — Я так тебя понимаю, что мы едем?
4. — Ну, Харлампий, рассказывай, какие новости?
5. — По-моему, тебе следует собраться с силами и закончить этот бессмысленный разговор, Софоний.
6. — И ты хочешь сказать, что после всего, что произошло, ты все еще любишь своего Палладия?!
7. — Признай, что она ушла — тебе легче будет. Ведь ушла?
8. — Проси прощения, окаянный!
9. — А как вы понимаете случившееся с высшей точки зрения, Силантий?
10. — Я жду от тебя моральной оценки твоего поведения, Сакердон.
Ответ.
1. >твор
2. >осущ
3. >осущ
4. >твор
5. >раст
6. >осущ
7. >раст
8. >раст
9. >раст
10. >раст
Упражнение 6. В следующих элементарных диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору определите диалектическую синастрическую модальность трансляции протагониста и диалектическую модальность ответа партнера. После этого оцените, насколько партнер оказался коммуникативно адекватен и в случае его неадекватности предложите свой вариант ответа.
1. — Что новенького, Нестор?
— Эх, жизнь моя жестянка!
2. — Давай завтра, как всегда в воскресенье, пойдем в зоопарк, Анастасия?
— Я скоро сама от этого зоопарка волком завою, Вольдемар.
3. — Тебе пора осмыслить свое отношение ко мне, Рафаил. Я жду.
— Великие дела требуют великого терпения.
4. — Ты опаздываешь, Неонила, нехорошо — подумай о своем поведении.
— Ой, я на часы не посмотрела!
5. — Тебе надо принять решение, причем нестандартное, Терентий.
— Можно я тебя укушу за нос?
6. — Думай, Феврония — ты же у нас доморощенный философ!
— Я думаю, что ни день, и все на эту тему, и каждый день разные мысли приходят.
7. — Что-нибудь интересненькое, каламбурчик, Прокопий!
— Кто много мыслит, в том мало смысла.
8. — Ну придумай что-нибудь, Эсфирь!
— Ситуация в целом аморальна, и продолжать разговор нет смысла, Олимпий.
9. — Оцените наши достижения за прошедшие годы, Онисим Серафимович.
— Фирма работает.
10. — Ты меня еще любишь, Нифонт?
— Наша любовь как у Одиссея с сиренами.
Ответ.
1. >твор. раст.
2. >осущ. раст.
3. >раст. раст.
4. >раст. твор.
5. >твор. твор.
6. >раст. осущ.
7. >твор. раст.
8. >твор. раст.
9. >раст. осущ.
10. >осущ. раст.