Модальная формула «рыбка»: М2 — М1 — М2.

При этом уточняющее название конкретная «лягушка» и «рыбка» получают от имени универсальной семьи (если она состоит из двух модальностей) или от имени модальности первой своей части (в случае «лягушки» это М1, в случае «рыбки» — М2).

В чем смысл этих формул? Слишком настойчивое использование одной и той же модальности в пределах длинной трансляции приводит к понижению ее выразительности и утомлению партнера, поэтому модальности ее частей лучше чередовать. Но если при этом у протагониста есть цель акцентировать данную модальность, то он может использовать ее в начале и в конце, а в середине поставить родственную. Однако если модальность средней части длинной трансляции выше или ниже модальности ее начала и конца, создаются совсем разные эффекты (в случае «лягушки» протагонист как бы взбирается на холм и затем спускается обратно, в случае «рыбки» — опускается в низину и затем поднимается из нее). Общим между «рыбкой» и лягушкой» является то, что средняя модальность трансляции является как бы фоновой, неявной — но обычно существенно влияет на партнера, хотя бы и подсознательно. Интегральная же модальность трансляции типа «рыбка» или «лягушка» как правило, определяется модальностью ее начала и конца (то есть у «лягушки» это М1, у «рыбки» — М2).

Семантичесие «рыбки» и «лягушки»

Напомним, что самой высокой из семантических модальностей является фоновая, за ней следует когнитивная, а самой низкой является стилистическая. Рассмотрим теперь конкретные семантический модальные формулы.