Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например:
— Я хочу дикобраза. (син)
— Не знаю, как вы, а (с ударением) я — никуда не поеду! (син)
— А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син)
— Высоко ты, Ромуальд, поднялся — высоко... (кач)
— Я в таких городах бывал — Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син)
— У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред)
— Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть — спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред)
— (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред)
Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, «да» или «нет»), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры:
— Ты какого цветы глаза у мужчин любишь?
— Голубые. (кач)
— Я тебе купила янтарную брошку.
— (разочарованно) Янтарную... (син)
— Идем, Порфирий?
— Идем. (син)
— Что ты хочешь на завтрак, Игнатий?
— Творог. (пред)
— Будешь есть на завтрак творог со сметаной.
— (послушно, кивая головой) Творог. (син)
— Ну, и что твой избранник, Прасковья?
— Гусак! (син)
— Как, Панкрат вчера блистал?
— (с восхищением) Король! (син)
Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. — Тебе нравится Ананий?
— (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог!
2. — И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья?
— Сапожки.
3. — Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир?
— Боюсь...
4. — Задумайся, Иероним!
— Доброму молодцу стать нужна.
5. — Уймись, Ираклий!
— Ну нет!
6. — А грибочков хочешь?
— Грибочков — хочу.
7. — Посторонись, Корнилий!
— Пожалуйста.
8. — Ты мне верна, Конкордия?
— Как серая гусыня своему избраннику, дорогой.
9. — Заходи при случае, Мелания — буду рад.
— Случится — может, зайду.
10. — Ну, теперь пиши — пропало.
— Ой! Совсем пропало?
Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач.
Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. — Отвяжись, а?
— Назвался груздем — полезай в кузов, Манефа!
2. — Ой!
— Не ойкай, пожалуйста, а то противно.
3. — Я пошел загорать на крышу.
— На крышу?!
4. — Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь?
— Да, нечего сказать...
5. — Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа?
— Что, что... мороженого хочу!
Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред.
Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.
1. — Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий?
2. — Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк.
3. — Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь?
4. — Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина.
5. — Я скоро ухожу — и не знаю, когда вернусь.
Ответ.
1а). — Да, не совсем. (син)
1б). — Холодна ты очень. (кач)
1в). — Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред)
2а). — (сомневаясь) Да?
2б). — И ядовитые отличаете?
2в). — И в белых, и в маслятах тоже?
3а). — Смелого пуля боится.
3б). — Можно и далеко — но опасно.
3в). — Из опасностей — только волны, ветер и мели.
4а). — Фу-ты ну-ты рожки гнуты!
4б). — Не нравится — не кушай, а главное — не капризничай!
4в). — Нос или щеки?
5а). — Чао! (машет рукой, прощаясь)
5б). — Но ведь еще совсем рано!
5в). — Домой собралась? Или на концерт?
Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.