Комната Аграфены. На этажерке — клетка со столетним попугаем Клавдием.
Аграфена. Орешки-то есть у тебя еще, Клавдий?
Клавдий. Запас карман не тянет.
Аграфена. Точно, дорогой, умный ты у меня — страсть!
Клавдий. (грустно) Хочешь жить — умей вертеться, Клавдия.
Аграфена. (согласно кивает) Только бока подставляй. Ребра, позвонки... поясницу.
Клавдий. С чем ляжешь — с тем и встанешь.
Аграфена. А с утра как ноет — больно!.. Не разогнешься иной раз до обеда — но потом легче, легче...
Клавдий. (мрачно) Первый шаг человека есть шаг к смерти.
Аграфена. Ну, не пугай меня, не пугай, тем более на ночь глядя.
Клавдий. (мрачно) Чучело ты гороховое, Клавдия.
Аграфена. (соглашаясь) Есть такое дело... нескладная я... неудачливая.
Клавдий. Удача — дар Божий.
Аграфена. (после паузы) Пыль надо с комода стереть... и с пианино.
Клавдий. Пыль — плоть времени.
Аграфена. Ну не пугай, и так страшно жить — особенно когда о чем подумаешь... таком...
Клавдий. Мыслить — удел философов.
Аграфена. Да, лучше я ужином займусь... яишенку сготовлю, салатик, чаю с вареньем...
Клавдий. (задумчиво) Ты — перепелка.
Аграфена. (обиженно) Слава Богу, что не попугаиха — тебе бы в жены не подошла. Точно не подошла бы.
Клавдий. Гусь свинье не товарищ.
Аграфена. Ну не сердись, Клавдий, не сердись, я знаю, что тебе не ровня, извини.
Клавдий. Бог правду видит, да не скоро скажет.
Аграфена. Орешков-то еще подсыпать... (вкрадчиво) подсыпать еще?
Клавдий. (снисходительно) Давай.
Конец
Упражнение 8. Перепишите последнюю сценку, оставив реплики Клавдия неизменными, но переведя предметные реплики Аграфены в качественные, а качественные — в предметные.
Упражнение 9. Сочините по две сценки на следующие темы и на две темы по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться указанных триадических модальностей.
1. Холостяк Виктор советуется со своим диваном, стоит ли ему жениться на старой знакомой Кларисе.
а) Виктор — кач, диван — син
б) Виктор — пред, диван — кач.
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия поздно вечером. Вольдемар хочет досмотреть футбол, Анастасия пытается его отвлечь более интересными планами.
а) Вольдемар — кач, Анастасия — син.
б) Вольдемар — пред, Анастасия — кач.
Упражнение 10. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они приобрели: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную модальность.
1. — Я к тебе еще не привыкла, Порфирий.
2. — Что же из того, что я провинциальна — зато жива и непосредственна!
3. — Еще мне нужен тортик, бутылка сухого вина и сигары.
4. — Ах!
5. — Я окончательно ухожу из вашей фирмы, Викентий Гермогенович!
Упражнение 11. Придумайте а) синтетическую, б) качественную и в) предметную реплику для каждой из следующих ситуаций, а также для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Признание большой вины перед куклой.
2. Тост за именинника-долгожителя.
3. Признание интимное подруге.
4. Жалоба на учительницу маме.
5. Похвальба перед друзьями папой, возвратившимся из заграницы.
Упражнение 12. Придумайте для следующих ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору диалоги из двух реплик в модальностях:
а) син — син
б) син — кач
в) син — пред
г) кач — син
д) кач — кач
е) кач — пред
ж) пред — син
з) пред — кач
и) пред — пред.
1. Сочувствие другу, неожиданно оказавшемуся в больнице летом.
2. Попытка запугать подругу не робкого десятка.
3. Замечание домашнему животному, не регулирующему свои эмоции.
4. Уверенность в способности подчиненного справиться с возложенным на него поручением.
5. Похвала кукле, вежливой и послушной.
Упражнение 13. Сочините небольшие рассказы на каждую из следующих тем и на две темы по своему выбору в трех модальностях: синтетической, качественной и предметной.
1. Рассказ о неудачной сдаче экзамена по ботанике.
2. Рассказ подруге о похождениях своего мужа.
3. Рассказ пятиклассника своим родителям о причинах возвращения домой в драном и грязном виде.