Большой триадический спуск»: син — кач — пред.

Эта формула удобна для самопредъявления и для описания любого объекта, в данный момент целиком занимающего воображение протагониста:

— Я — мать! (син) Ответственная, серьезная и замученная вашими капризами! (кач) Немедленно по кроватям! (пред)

— Эх, Питирим! (син) Бедный, глупый, доверчивый! (кач) Не доверяй ты кошелек и душу своей Агафье, выпотрошит она тебя. (пред)

— О, Париж! (син) Лучший из городов, свободный, легкомысленный, доверчивый и трогательный! (кач) В моем сердце останутся твои бульвары, улицы, парки, особняки, Лувр и Эйфелева башня. (пред)

Упражнение 11. Продолжите следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле «большой триадический спуск».

1. — (грозно) Марфута!

2. — Человеком быть трудно.

3. — (представляя друга) А это — Харлампий.

4. — Ну ты, Фотинья, — царица!

5. — Долг платежом красен.

Ответ.

1. — (грозно) Марфута! (син) Явись-ка, встань ровненько. (кач) Щечки, глазки — все на месте. (пред)

2. — Человеком быть трудно. (син) Честным, добросовестным, отзывчивым, твердым, когда надо, и уступчивым в остальных случаях. (кач) Уметь и гвоздь в стену вбить, и младенца на руки взять. (пред)

3. — (представляя друга) А это — Харлампий. (син) Веселый, надежный, хлебосольный, с аппетитом и вкусом. (кач) Посмотрите на его нос, и подбородок, и глаза, и галстук, и запонки тоже — это алмазы!

4. — Ну ты, Фотинья, — царица! (син) И плечиста, и румяна, черноглаза! (кач) А коса-то, коса! (пред)

5. — Долг платежом красен. (син) Я честна и памятлива, не только улыбаться умею. (кач) Вот мой должок. (протягивает конверт с деньгами) (пред)

Упражнение 12. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение по формуле «большой триадический спуск».

1. Представление своей подруги проезжей знаменитости.

2. Оправдание перед начальником.

3. Отповедь домашнему животному, ведущему себя неаккуратно.

4. Похвальба перед подругами новым ухажером.

5. Увещевание строптивой дочери, не желающей одеваться правильно и со вкусом.

Упражнение 13. В следующей сценке определите семантические модальности и семантические модальные формулы трансляций героев, найдите семантически-гладкие и семантически-ломаные трансляции.