РАЗМЫШЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ БЕЗВОЛИЯ

...И я все еще впадаю в эту ошибку, устно и письменно уговариваю увещеваю, осуждаю и негодую, безжалостно распинает так называемых безвольных людей. Потому что это нехорошо, некрасиво, непродук­тивно к бесперспективно. Не имеют они права быть безвольными, и все тут.

Какой-то нехороший рефлекс.

...Когда скапливается множество «надо», которых не хочется; когда груз их тяжким бременем ложится » на сознание, и на подсознание; когда не выходит е самоутверждением; когда трудно выбрать, а к выбранному подойти страшно; когда кто-то в тебе нашепты­вает: «Посмотри, вот он может, он молодец, он делает он занимается, он добивается, он то, он се, а ты что же...» — такие состояния -смертельно опасны. Пуска­ют под откос не только самооценку, но и самый смысл Жизни.

Ощущение своей неспособности и никчемности. Чув­ство вины, все новые разочарования в себе... Разочаро­вания и недоумения окружающих, которые чего-то от тебя ждали (а всего более ложное воображение таких разочарований),— все это похоже на постепенно сдавли­вающую петлю...

Есть люди, склоненные к такому синдрому чуть ли не с пеленок. Очень часто оказывается, что это люди при­ятные, милые, отзывчивые, открытые. Наделенные во­ображением, способные, умницы, иногда гении, но вот поди ж ты...

Возраст самого острого, кризисного осознания эдакой беды — начиная от старшего школьного и кончая при­близительно сорока, сорока пятью... Давят требования и ожидания окружающих (давай учись, жми, продвигай­ся), требования, становящиеся вскоре собственными, так что самооценка сильно зависит от ощущения своего соответствия этим требованиям. Еще нет самобытной жизненной философии (будет ли?..) и УЖЕ нет психо­логических защит детства — фантазий и беззаботности. Человек попадает в ловушку: зажим воли. Один из са­мых частых и самых тяжких вариантов парадоксального состояния.

Осложнения общеизвестны. Одно из них — пьянство, когда пьют, чтобы затопить, хотя бы ненадолго, ощу­щение несостоятельности. Душа готовится прыгнуть вниз, в деградацию...

Еще будучи студентом, я прочел едва ли не все доступные брошюры и книги, касающиеся так назы­ваемой силы воли. В большинстве своем эти книги писались искренними энтузиастами: чувствовалось, что авторы изрядно помучились сами, прежде чем к чему-то пришли, и вот, как это бывает, решили распространить выстраданный опыт на ближних. Наряду с общими местами в некоторых и тонкие наблюдения, и дельные советы. Например, ежедневно заставлять себя делать хоть что-нибудь трудное, хоть пустяк, но который делать как раз не хочется. Создавать себе всевозможные сти­мулы для великих и скучных дел, ухитряться привязы­вать неинтересное к интересному, неприятное к приятному; нагнетая суровый ритм, ставить себя в безвыход­ные положения, зверски на себя злиться, жестоко наказывать... Наоборот, всячески поощрять, вдохнов­лять!.. Жить в постоянном фанатическом самовнушении: «Я волевой человек, для меня нет ничего невозможного, я все могу...»

Книги эти оказывали ободряющее, но, увы, кратко­временное воздействие, испарявшееся тем скорее, чем больше было вложено в них вдохновения. Тот же стран­ный эффект, такое же ускользание наблюдалось и, у других читателей. (Естественно, работая над своей, книгой, я не могу избавиться от иллюзии, что она станет исключением...)

Познакомился с одним человеком, который весьма успешно построил систему своего бытия по старой книге «Сила воли в деловой и повседневной жизни»? Этот человек, крупный ученый, каждая минута жизни которого была подчинена жесточайшему расписанию уверял, что упомянутая книга в ранней молодости пе­ревернула его жизнь. У меня же сложилось впечатле­ние, может быть, ошибочное, что этот гений методич­ности таким и родился.

Ясно было одно: чтобы успешно пользоваться со­ветами по развитию силы воли, нужна огромная сила воли.

Я тогда думал, что только мне, субъекту до безобразия безвольному, приходится чуть ли не ежедневно на­чинать жизнь сызнова и то и дело хочется совсем себя отменить, перечеркнуть, выкинуть как неудачный чер­новик...

Обнаружив, что так же, стыдясь того, чувствует себя множество тех, кто еще не окончательно махнул на себя рукой, слегка успокоился. Еще некоторое время спустя вдруг пришло в голову, что это, нормально. Решил, что новую жизнь можно начинать часто часто и еще чаще, пока попытки не сольются во что-то еди­ное, как сливаются в сплошной свет мельканья Лампы переменного тока...

А затем пришлось немало повозиться с собратьями по несчастью, поковыряться в механике этого самого слабоволия.

О, сколько же там оказалось диковин, сколько ве­ликих чудищ и райских птиц — там, да, в пустынях безволия!..

Осторожно, сейчас будет маленький шок. И особенно у товарищей, привыкших ходить строевым шагом и ува­жать привычные сочетания слов. Приготовились?

«Сила воли» — понятие бессодержательное. Никуда не годное. Предрассудок газетного пошиба. Давно пора сдать в архив.

«Вы нас психотерапевтически ублажаете, гражданин доктор, своим словесным бальзамом вы заливаете нам мозги, но сами себе не верите. Бросьте, бросьте, не об­ливайте нас помоями своего гуманизма. Чего там еще рассуждать, о чем размышлять? Сила воли — либо есть, либо нет! Есть люди- волевые и есть тюфяки. Вот и все!..»

Такие вот были отклики на эту самую страничку во втором издании «Искусства быть собой». В небольшом числе, но с выразительными вариантами. А я повторю опять. Сила воли — химера, архаическая химера. Изо­бретение для дураков, дураками же изобретенное.

Людей безвольных нет, как нет людей без печени или без сердца. Но есть люди по-разному устроенные. По-разному приспосабливающиеся к требованиям извне и своим собственным требованиям к себе. Нет безволь­ных и нет волевых, но есть люди с разной организацией внимания, памяти, е разной внушаемостью, с разной зависимостью от эмоционального и физического состоя­ния... Разный тонус, разные ритмы, разные интересы и склонности, разные взаимоотношения сознания и под­сознания — десятки и сотни разных- разностей, из кото­рых складывается способность или неспособность начи­нать сначала и продолжать.. Как внезапно и катастро­фично порою разваливаются та« называемые волевые натуры!..

Разбираясь в этих пестрых взаимосвязях, приходи­лось ломать голову ежедневно. Употребляя расхожие слова, пытался объяснить моим оппонентам, что без­вольный человек — это тот, кто в данный момент верит, что он безволен, а волевой тот, кто верит, что волевой, что разницу определяют развитая или неразвитая способность к самовнушению, вера укрепленная или подорванная, зависимость от эмоционального состояния, от просвещённости...

Есть люди, способные {или, скорее, привыкшие) дей­ствовать плодотворно и целеустремленно на фоне стра­дания, даже нуждающиеся в страдании, чтобы действовать,— люди ада, непрерывно себя преодолевающие, люди стоические, героические, но не вызывающие у меня никакой зависти. Другие парализуются малейшими отри­цательными переживаниями, зато на фоне рая совер­шают чудеса. И таким не завидую.

Мудрый правитель управляет -так, что его не за­мечают.