О ПРИВЫЧКЕ ЕСТЬ. ОБРАЗ СМЕРТИ

...Ну что ж, теперь о курении...

Нет, извините. Сперва закурю, простите. Нехорошо, знаю. Вредно, Минздрав предупреждает. А главное, стыдно. Но, понимаете ли... Нет, вы меня не понимае­те. Вы меня презираете, ручаюсь, если сами не курите или только что бросили. Опять бросили. Или опять не бросили, но сам Доктор курит?!?

Начало нехорошего анекдота: явился во сне греш­нику замбога с сигареткой в зубах. Глядит строго. Ве­лит: «Брось курить, так твою.. »

...Ну вот, все в порядке. Одна-две затяжки без глубокого вдыхания, и довольно мне, чтобы не вскочить с воплем «к чертовой матери!», дописать эту страничку...

Давайте, друзья, спокойно. Давайте о чем-нибудь повозвышенней.

Знаете ли, имеется у некоторых такая полезная, та­кая замечательная привычка вовремя есть. Или не во­время Но все равно есть, кушать, питаться. Есть и есть без конца, и не надоедает им это дело, что всего уди­вительнее.

А ведь Минздрав предупреждает, что есть опасно. Для нашего с вами брата, для здоровья, не для чего-нибудь. Вон сколько напридумано диет разных, пищевых ограничений, противопоказаний, несовместимостей, пищевых аллергенов. Какие тяжкие дела с эко­логией, кругом нитраты, нитриты, инсектициды, черт знает сколько болезней, и почти все от еды. И я тоже предупреждал и предупреждаю: опасно есть, много­гранно опасно. От привычки к еде можно сойти с ума, можно закончить свои дни на спецкладбище для чрево­угодников, многое еще чего можно на пищевой почве, не только на нервной. Проедаем мы организм свой, про­едаем и душу насквозь, и все мало нам, все едим н едим.

А вот если б вовремя избавились от привычки... Вот если бы... Если б не было ее никогда вовсе, этой при­вычки есть, вот был бы рай и был бы порядок.

Почему же, я спрашиваю вас, мы так неосторожно, так самозабвенно, так бессовестно обжираемся?.. Мо­жет быть, просто устарелая догма, укоренившийся предрассудок? Инертность мысли, отсутствие вообра­жения?..

Может быть, это и было когдатошней роковой ошиб­кой, злосчастным выбором, первородным грехом — на­чать есть?

Пить бы только водичку с микроэлементами, воз­духом свежим питаться, солнышком и не более того, быть растением, как хорошо. Никаких забот. Ни денег не надо зарабатывать, ничего — расти себе и расти. Полный рай, не хочешь — не помирай. Самого, правда, все равно съест кто-нибудь. Бессовестные животные, пищеманы проклятые, жрут и жрут. А ведь все равно помрут от привычки жрать, жить, простите.

Вымирали все на свете до сих пор в конце концов от чего? От привычек к способам своего выживания.

Ужасное, фатальное неудобство — зависимость. Вот от этого самого своего способа. Уже ты не свободен, уже в эволюционном капкане. Уже совершен твой выбор, определен образ жизни. Твоя экологическая ниша, твоя обреченность...

Мы сами выбираем образ смерти.

Свою тропинку и обрыв следа —

проносим в запечатанном конверте,

а вскрытие покажет «нет» и «да».

Толкая нас на риск и самовольство,

прохладный господин по кличке Рок

использует и веру, и геройство,

как искушенный карточный игрок

Он ни при чем, он только исполнитель

твоих желаний и твоих побед,

твой ревностный помощник и целитель,

твердящий наизусть твой детский бред.

И ты идешь за собственною тенью,

от самого себя бесследно скрыв,

что этот путь — и миг, и лик смертельный

всего лишь выбор — выбор и обрыв...

Ученые мои коллеги по поводу вышесказанного воз­ражают. Зачем размываешь читателю мозги своими метафорами да шуточками-прибауточками? Зачем пу­таешь врожденное с приобретенным, эволюционное с революционным. Одно дело филогенез, инстинкты, ви­довые потребности и другое — онтогенез, потребности индивидуальные, выработанные в ходе развития данной конкретной особи. Только эти последние и следует на­зывать привычками, пристрастиями, наркоманиями и прочими маниями (графо-библио-кленто-мело-кино-те-ле-фото-мото... Ненужное вычеркнуть. "Недостающее вставить). Данный конкретный индивидуум может при­страститься к чему угодно, включая себя самого. Но потомству это биологически непередаваемо, в струк­туру дезоксирибонуклеиновых оснований не втыкиваемо. Не надо, не надо путать людям мозги. Не надо смешивать потребности естественные, например пище­вую, с искусственными, включая самого себя...

Извините, высокоуважаемые коллеги, но на выше­указанные здравые возражения у меня есть нездравые соображения.

Инстинкт? Да, но скажите, зачем павианы и слоны выискивают в глубинах своих экологических ниш какие-то опьянительные плоды, высасывают из них кайфы, а потом ведут себя странно, нехорошо? Буйствуют, нападают на деревеньки, крушат-ломают, смертоубийствуют, останавливают автомобили, даже бронетранспор­теры сшибают.

Зачем крысы в экспериментальных (а теперь, гово­рят, уже и в природных) условиях вовсю хлещут водку, если подносят? И им это нравится. Точно так же, как самораздражение центров удовольствия через электроды, вставляемые в мозг (чему я изумился еще совсем юным доктором в «Охоте за мыслью»).

А коты, кошки?.. Почему эти гении самосохранения с такой превеликой нежностью принюхиваются к ва­лерьянке? А если только случайно разлить пузырек, тут же нализываются и в дымину, и вдрабадан, в стель­ку, и какие там мыши... какая любовь... какие со­баки... На нас гавкают, гады, а сами жрут импортную, трехсотградусную... Д-друг Васька, ты меня уважа­ешь?..

Почему и зачем даже самые что ни на есть дисциплинированные муравьи, эти образцовые труже­ники и воины, выискивают в траве каких-то особенных микроскопических жучков, ломехуз, и со страстью необычайной лижут им, извините, задницы?.. Вот за­чем: чтобы выдоить из них некое молочко, от которого и балдеют. А вскоре начинают терять трудо- и боеспособность, слабеть, деградировать, плевать хотят на свой муравейник, и... конец. Вымирают, Толпами, полчишами. Есть, сообщали исследователи, целые муравьи­ные колонии, зараженные ломехузоманией. Муравьи их там разводят, этих ломехуз, культивируют, охраняют, заботливо обихаживают, ну точно как человеческие мафиозники, разводящие плантации мака для произ­водства...

Почему и зачем?

Может быть, это так действует всемирно-эволюцион­ный инстинкт подражания? Может, зверье природное подражает зверью человеческому? Испортили всех, раз­вратили и муравьишек...

Или и среди самих братьев меньших появляются по некоей природной закономерности такие отклоняю­щиеся индивидуумы и заражают своими отклонениями целые популяции?..

А откуда, скажите на милость, у человека-то само­го, у первобытного какого-то там питекантропа появи­лась эта неестественная потребность балдеть? Ловить кайфы, накачиваться еще чем-то, кроме данного Богом, то есть эволюцией, насущного хлеба, экологически чисто­го питья и свежего воздуха?..

Может, от скуки?.. Но компетентные исследователи утверждают, что первочеловекам скучать было некогда и не от чего, телевизоров у них не было.

Может, сатана соблазнил, проклятый, еще там, в раю?.. Может, тот запретный плод и был этим самым?.. П-познанием добра и зла... Но компетентные исследо­ватели утверждают, что рая как такового не было во­все; что жизнь та первобытная была сущий кромешный ад: кругом тигры саблезубые, хищные динозавры, дра­коны и всякая прочая кусачая сволочь. И что вышеупо­мянутого плода, а также и сатаны не было и в помине.

Зато компетентные историки что-то не могут при­помнить ни- одного народа, ни единой цивилизации, где бы не употребляли. Где что. Но от чего-нибудь да балдели. Дополнительно, сверх эволюционных и рево­люционных программ. Красиво жить не запретишь. Пьянствовали древние греки, такие все, казалось бы, из себя здоровенькие, философичные, гармоничные. Пьян­ствовали, по свидетельству Библии, древние евреи, за

что неоднократно и сурово наказуемы были Иеговой, проклинаемы пророками и святыми, и все равно. Вино­град разводили, самогон из чего-то гнали... И египтя­не еще до первых своих фараонов какие-то зелья пили. Жрецы долго пытались монополизировать это дело, но безуспешно. И китайцы древние пьянствовали, как свидетельствуют о том и поныне великие их поэты, сами, как правило, большие любители. И индусы старинные кое-чем ублажались, гнали из чего-то нар­котики, чему и противопоставлена была йога — отказ от всякого самоублажения, кроме самоублажения Аб­солютом. А индейцы, исконные американцы, научили весь мир курить. (И меня, грешного, в придачу...)

Наследственные инстинкты? А откуда они-то взя­лись?.. И почему то и дело норовят в сторону, в сторо­ну, почему так нехорошо, так пьяновато пошатывают­ся?.. Я бы лично такие инстинкты в общественный транспорт не допускал. Извольте протрезветь, потом проходите.

Вот смотрите. Едет в метро какое-то мирное домаш­нее животное. Баран или козел, не могу разобрать, мешают рядом стоящие... А-а, свинья. Пол мужской, свин, стало быть. Но все равно хорошее животное, по­лезное. Однако, кажется, какой-то нужный инстинкт у этой особи заснул... Привык, научился, овладел такой психотехникой этот евин, поддавши после работы, про­ходить в общественный транспорт как якобы трезвый, но вот инстинкт просыпания на нужной остановке утратил. Уже проехал свою, давно, проехал, конечная объявлена и просьба освободить вагоны. А свин спит и спит себе сладко, не видя снов. Не спеша, но реши­тельно уже приближается к вагону милиционер...

Без практического совета доктор свою мысль закон­чить никак не может. Знаете, как в таких случаях выручить ближнего своего?.. Быстренько пробудить, тонизировать?

Если вы человек из народа, то, наверное, знаете А если интеллигент, то скорее всего нет, даже если сами такой же свин.

Подсказываю. Оперативнейший способ. (Каюсь, за­был его упомянуть ранее, перечисляя методы тонизации и самомассажа.) Вот.

Изо всех сил, резко. Натереть, намассировать сразу оба уха. Своими руками. Бесцеремонно. Безжалостно прямо-таки надрать. Очухивается секунд через пять. Если же не очухивается — такая у него, значит, судь­ба в отделение, в вытрезвитель... Вы сделали все, что могли, кто может, пусть сделает лучше.

Применим и в порядке самообслуживания. Проблема лишь в том, чтобы очухаться до начала применения, заблаговременно.