Попытка определения, предупрежу сразу, будет малоуспешной.
Появился термин на Западе в начале нашего уходящего века, в преддверии НТР.. Относился сперва "более к технике, нежели к психике, целился в то, чем теперь занимаются прикладные отрасли психологии, 'обслуживающие всевозможные профессии и производства. Как лучше сосредоточиваться и распределять "внимание при таких-то занятиях и операциях, как бы. быстрее ориентироваться и точнее запоминать, как верней принимать .решения в меняющихся положениях. Какповысить работоспособность, отдачу, как лучше использовать человека., Вот, пожалуй, и все первоначальное ,содержание. Сугубо утилитарное.
Но почти сразу же ловкое, приманчивое словцо перескочило в другие сферы. Уже в двадцатые — тридцатые годы актеры и музыканты употребляли понятия «творческая психотехника», «психотренинг». Тогда же родился и врачебный аутотренинг, а педагоги заговорили о психотехнике обучения. Возмечтали, но...
В самом деле, приманчиво: КАК. Если уж что-то делаем, то найдем как лучше, отыщем оптимум. Изобретем методы и приемы, усовершенствуем„, Если уж что-то делаем... А мы не делаем почти ничего без участия психики, своей ли, чужой ли. Она по идее всему голова?.. Так вот: как работать психикой? Как работать С ПСИХИКОЙ — со своею, с чужой, с неизвестной—КАК?
Ответами на этот завораживающий вопрос и должно было наполниться, по идее, новоизобретенное слово.
Никто, кажется, не заметил некоторой неестественности в склеивании корней.
«Психэ» — душа. А «техника» (тоже с греческого), техника — это... Техника, что же еще?
По-русски, по Далю: «заводское и ремесловое искусство, знание, умение...» Гляньте, большие какие смыслы: умение, знание — и искусство. Правда, лишь заводское и ремесло вое. Еще: «приемы работ и приложенье их к делу; обиход, сноровка».
Техника —это, стало быть, КАК в применении к делу. К любому делу, Но в приложенье к душе... У Даля не числится,
По тому же Далю: весьма неожидан совершенно забытый русский эквивалент такой привычной уже для всех психологии. Можем встретить у Пушкина «психолог» с ударением на последнем слове и со смешком. Л у Даля переведено в русские корни так: «ДУШЕСЛОВИЕ». Психолог — ДУШЕСЛОВ. Вот как!
Когда увидел это, слегка тряхануло, как подземным толчком... Да. На этой земле, в родном моем языке изначально Душа и Слово были соединены. А «психология» разъединила.
Под «душесловием», встретив этакий архаизм, мы бы ныне, почесавши в затылке, уразумели скорее всего какие-либо старинные проповеди, святоотеческие писания. Духовную поэзию, псалмы, исповеди или молитвы, но уж никакую не психологию, Душеслов — наверное, человек, умеющий или должный уметь говорить либо писать душевно? Словами от души — для души. Были, значит, такие люди, язык запомнил. А теперь, где они?., В психологических институтах, на кафедрах? В лабораториях, в кабинетах? Поищем...
...Меж тем где-то с середины века и до конца семидесятых наименование «психотехника» запропастилось. В работах этого времени, ни в наших, ни в зарубежных, встретить его мне не довелось нигде, кроме книги советского театрального педагога Гиппиуса «Гимнастикачувств. Тренинг творческой психотехники». (Сборник элементарных развивающих упражнений для актеров-учеников.) Мелькнуло ненароком и у меня, в первых изданиях этой книги. Неестественным не показалось, поскольку речь шла, как и в нынешнем, о делах житейских, о конкретном действовании, о КАК...
Столь долгое отсутствие слова, немало пообещавшего, мне подумалось, не могло быть случайностью, Если о психотехнике не говорили — значит ею усиленно пользовались. Без называния, без понятия, тем надежнее. Пользовались, и не кто-нибудь, а те именно, кто не хотел, чтобы пользовались другие.
Говорю, повторяю обо всем мире, не только о нас; разница только в уровнях, правда, существенная,
Вдруг с восьмидесятых психотехника опять вынырнула, а ко дню сегодняшнему — уже взрыв. Заглянул мимоходом в студенческую стенную газетку психфака МГУ... Заметки, отчетики.„. Семинары, факультативы... И всюду сплошь психотехники — преподавание, демонстрации. Каких только, оказывается, нету на свете- личностные, межличностные, групповые, социальные, сексуальные, философские, трансцендентальные... Уйма восточных, древних, магических, культовых, уйма новей-ших, западных и восточно-западных, всевозможно помесных. С применением химии, с применением электроники... Прорвалось, обуяло. И все, все о том — КАК, что да как. А зачем?..
В одном из психологических институтов некто заговорщически спросил на ушко: «Ты уже знаком с нейролингвистическим программированием? .. Ходит по рукам;..» — «А что такое?» — «Как что, серый ты человек. Психическое каратэ. Психотехника. Можно раздавить, искромсать, изничтожить любого, стереть в порошок, взорвать в пыль, и все только словами. Разумеется, если противник сам знает приемы защиты, процесс усложняется. Но есть и сверхабсолютные ядерные воздействия, где вопрос только один; кто успеет, первый удар...»
Я не слушал уже. Было любопытно другое: откуда у этого человека с ученой степенью столько неистощимого энтузиазма, где он так плохо ремонтирует зубы и зачем носит на шее крестик.