РАССКАЗ ВНИМАТЕЛЬНОГО РЫБАКА

Сейчас, сейчас, чуть терпения...

Еще древнеегипетские жрецы пользовались специальными взородержателями — рисованными и лепными фигурками особенных форм, равно как и особо ритмичной, гипнотической музыкой... Повторность и удержание — движение по единой линии к некой Цели — как раз то, что нужно, чего внимание само хочет, ибо в единстве этом живет Природа, из него строит всякое животное событие.

...Итак, рассказ рыбака (случай самогипноза). Однажды, ранним утречком, в своей любимой деревеньке удил я рыбу в речке. Надеялся, как всякий рыбак, вытащить самую крупную, поставить рекорд. Следил внимательно, как полагается, за поплавком. Рыбак был не шибко опытный, надо признаться, и с техникой примитивной. Ни тебе радиопредупредителя, ни компьютера, вычисляющего прогноз клева, ни даже захудалого сигнального колокольчика.

Развертывался рассвет, рассыпались росы, туман розовел... После бессонной ночи (статью о внимании у шизоидов так и не дописал) смотреть на покачивающийся поплавок было приятно.

Главное, внушал я себе, не упустить, но и не поспешить. Дернуть, как учил друг Вася, только когда весь колпачок скроется и стерженек — оп, с подсечкой!..

Поплавок мирно дремал, прикладывался под низовым ветерком то на один бочок, то на другой... Перемигивался лениво с ближайшей коряжкой, прикрытой ряской... Я смотрел на него, не отрываясь, смотрел ВНИМАТЕЛЬНО, это все больше нравилось. Никаких мыслей, вот что восхитительно, и чувств никаких, кро-ме счастья, что никаких... Вот она, эта, как ее, когда в ванне... Нир... Следить только ВНИМАТЕЛЬНО, чтобы не зацепился за коряжку; нет, не дотянется, хорошо выбрал место... Клюнет сейчас, вот-вот. Клюнет по всем правилам...

...А как там поживает червяк?.. Негуманно я с ним поступил, что и говорить. Прости меня, червяк, я больше не буду. Ну что же делать, когда такая подлая жизнь: либо ты, либо тебя... Давай же теперь вместе, в добром согласии погипнотизируем рыбку. Ловись, эта, как ее... Большая и средняя. Ну давай, червяк, жми, вертись, я на тебя надеюсь, я в тебя верю, не подведи, червяк, и не вздумай соскочить, смотри у меня, червяк...

...А какой у нас с тобой поплавок, а?.. Я уже и сам стал поплавком... Я покачиваюсь совсем недалеко от тебя, я мигаю коряжке, я жду твоего сигнала, червяк Напиши мне письмо, малыш, не забудь. Я знаю, вернешься с рыбкой в зубах... Пошли прогуляемся... Заберемся вон на ту горку... Пришли... Сядем вот здесь в траву и поудим рыбку... Смотри, это солнце, не узнаешь?.. Так близко оно еще никогда не бывало.

...Ну вот, сейчас клюнет, сейчас уж клюнет наверняка, хапнет огромная самая... Только почему же солнце светит с другого боку?.. Не может быть!.. Я же не на закате пришел?!

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ — ТОЖЕ МАЯТНИК (Напоминание)

Даже у неподвижно застывшего часового тело совершает легкие ритмично-аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, все-таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий-разжатий, только очень быстрых, сливающихся...

Так колеблется и внимание.

Сосредоточение — не застывание, а повторное возвращение к предмету внимания в наилучшем ритме!..

Когда ритм этот найден, возникает ощущение непрерывности.

Все, что сосредоточивает, втягивает,— все ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. И самовнушения должны быть ритмичными.

Главное правило сосредоточения: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения.