ПОЗЫ АТ

Самое известное, классическое положение — «кучер дрожек».

Сидя на_ стуле, на диване или на табурете, колени расставлены под углом приблизительно 45°, предплечья опираются на бедра. Корпус, опирающийся на руки, слегка наклонен вперед. Голова свободно опущена.

Эта поза одновременно и устойчива, и расслаблена.

Можно дремать. Но не заснуть глубоко...

Другое положение — лежа (обычно на спине, а у йогов — шавасана, та самая знаменитая поза трупа) — расслабляет тело максимально. Для самой глубокой релаксации и с самым большим, риском уснуть.

Промежуточная — откинувшись в глубоком кресле, руки на подлокотник, голова опирается о спинку.

Другие: сидеть за столом, подперев руками голову или опустив на руки...

Важны лишь простота, естественность и устойчивость.

Полной оцепенелой неподвижности ни в одной позе!.. Напоминаю: даже в самом глубоком сне за человеком сохраняется право ворочаться с боку на бок. А требование стандартности?.. Понятно: через некоторое время по механизму обычного условного рефлекса положение тела становится средством запуска релаксации.

Есть люди, которые ложатся потому, что засыпают, а есть и те, кто засыпает, потому что ложатся. Стандартность положения на сеансе — один из элементов внушения и самовнушения.

Но фиксированную оптимальную позу мы можем принимать только в более или менее стандартных условиях. Дома, в часы досуга... На работе, когда нет поблизости начальства... А если условий нет, а провести психотехнический сеанс или хотя бы мини-сеанс необходимо?

Не стоит попадать в зависимость и от своей позы.

Занятия психотехникой могут дать превосходные результаты и во время движения, любого движения.

...Не забыли ли, сидя, снять с себя лишнее, все, что стягивает: пояс, галстук, обувь и т. д., расстегнуть воротник?

Но и это все относительно: освоив релаксацию хотя бы слегка, вы сразу обнаружите, что стали гораздо легче переносить всякого рода сжатия, все стеснения.

«...Лежим вместе с котом, на диване. Я наблюдаю за тем, к • он спит, и пытаюсь ему подражать. Однако не легкое это дело лежать так, чтобы ни один мускул не напрягался... Не скажу, что- бы было трудно подмечать и определять тот или иной напрягающийся мускул. Освободить его от излишнего сокращения тоже мудрость. Но худо то, что не успеешь избавиться от одного напряжения, как тотчас же появляется другое, третье и так до бесконечности...»

В книге Станиславского «Работа актера над собой» есть глава, называющаяся «Освобождение мышц», откуда и взяты эти строки. Все, что нужно в этом деле начинающему актеру, необходимо и нам.

Приняли позу — сели, как кучер, откинулись в кресле или легли на кушетку... Как будто все в порядке...

Но все ли?

Обведем тело лучом внимания. Еще и еще...

Задача — освободиться от тех мышечных зажимов, которые Шульц называл остаточными напряжениями. Напряжения, не улавливаемые сознанием, но создающие самочувствие. Сбрасывание этих напряжений и есть мышечное освобождение. От облегчения засыпания до свободы в общении и в мышлении — диапазон результатов...

«...Чем больше прислушиваешься к зажимам и судорогам тела, тем больше их создается. При этом научаешься различать в себе те ощущения, которых раньше не замечал. Это помогает находить все новые и новые зажимы, а чем больше их находишь, тем- больше вскрывается новых. На короткое время мне удалось освободиться от напряжения в области. спины и шеи... Мне стало ясно, как много у нас лишних, никому не нужных, вредных мышечных напряжений, о которых мы и не подозреваем...»

...Заметили? Чтобы сбросить мышечный зажим, нужно сделать хотя бы небольшое, едва заметное движение. Сделайте... Это микродвижение, я бы сказал, внутреннее дуновение — мышца не движется, а как бы слегка оседает...

Поначалу внимание к мышцам, особенно у невротиков-парадоксальников, чаще вызывает не расслабление, а, наоборот, напряжение. «Поймать» расслабление можно только исподволь, в Миг Нечаянности. Расслабиться трудно потому, что для этого не нужно предпринимать никаких усилий!..

Шульц у своих пациентов, а Станиславский у актеров-учеников, каждый по-своему, старались развивать «мышечное чувство». «Я полагаю,— писал Шульц,— что нервное состояние — это комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек, вольно или невольно, отвечает на раздражения внешней среды». А Станиславский требовал от учеников внедрить в свою физическую природу «мышечного контролера», сделать его своей второй натурой, призывал учиться этому у кошек, у маленьких детей, которые превосходно расслабляются...

«...Сейчас при лежании мне удалось ослабить самые сильные зажимы и сузить круг внимания до границы собственного носа При этом в голове затуманилось, как при начале головокружения и я уснул так, как спит мой Кот Котович. Оказывается, что мы шечное ослабление при одновременном сужнвании круга внимания является хорошим средством от бессонницы».

Прожектор внимания не забыли?.. Сейчас его цель --высветить, поймать наши зажимы.

Сначала делаем широкие, размашистые обзорные движения, затем суживаемся, задерживаемся на каких-то участках... Время от времени обзорные движения повторяются. Снова подробная остановка...

Прожектор следует оптимальной стратегии поиска. Последуем и мы ей, сбрасывая зажимы. Сбросим, если удастся, напряжение все целиком сразу: это нам ча­стично даст уже поза. Не особенно задерживайтесь: зажимы всплывут сами собой...

Одна способная ученица Станиславского долго не могла играть в полную силу, дарование чем-то сдавли­валось. При подходе к ответственным местам пыжилась, утрачивала естественность... Никакие приемы не помо­гали, пока кто-то не заметил, что в эти мгновения у актрисы слегка поднимается правая бровь. Это и был роковой зажим!.. Занялись расслаблением мышц лица. Результат:

«...Внутреннее чувство получило свободный выход наружу, из тайников подсознания, точно его выпустили из мешка на свободу».

На каких же тонких физиологических ниточках дер­жатся порой целые пласты нашего самочувствия!

Мышечные зажимы любят побродить, поиграть с нами в жмурки. Но все же у каждого есть свои, особо привычные и особо стойкие.

Надбровье, переносье, веки — сильно и постоянно напряжены у людей, привыкших сосредоточенно и бес­плодно думать над тяжкими проблемами, в той числе о своем здоровье;

рот, губы, челюсти — у тех, кто страдает от одино­чества, раздражителен и плаксив;

шея, затылок, плечи — «тоническая сутулость», «прибитость» у неуверенных в себе, часто еще совсем молодых;

руки в локтях, пальцы рук, готовые сомкнуться кулаки, челюсти — в желваки, брови — в судорогу средоточенности (с обязательной резкой продольной морщиной или двумя-тремя сразу) — зажимы, свойственные людям раздражительно-беспокойным, избыточно деятельным (часто замечал у себя, яростно сбрасы­вал, слишком яростно);

гортань, глотка, диафрагма, брюшной пресс за­жимаются при дыхании, зажимаются в речи то постоян­но то как бы налетами. Зажимы эти — помощники не­уверенности и депрессий, исполнители заиканий...

Сочетаний зажимов неисчислимое множество. По­наблюдав за собой и другими, прочувствовав — в жизни и на психотехнических сеансах,— обнаружим. И тогда уж имеет смысл поговорить с ними по душам, чтобы извести, изгнать из Себя!..

Сколько свободы,

о, сколько в Тебе свободы!..

Как Ты делаешь все из свободы,

как меня делаешь?..

Океан —

пью и не выпью,

дышу и ненадышусь,

Ненасытность растет,

пьянею,

жажду всего и вся...

Страж границ моих — страх

просыпается —

поздно! — он позади,

а я

свободен,

пройду испытания...