ТВОЯ МУЗЫКА

О темпоритмах. Тишина в звуке.

В. Л.

Я напишу очень быстро!..

«Успеется»—вот мой главный враг, из-за него я потерял столько, что и не рассказать... «Успеется» — и я продолжаю ле­жать в постели, опаздываю на работу.. «Успеется» — и я откла­дываю выполнение работы... Тем упорнее, чем важнее... Прошля­пил важнейшее.. «Хватит!! — заорал я на себя — С завтраш­него дня безотлагательно! Срочно!.. Немедленно!.. Во что бы то ни стало!. Сию же минуту... С завтрашнего... А почему не сегод­ня? Опять? . Шутишь! Теперь или никогда!..»

Как ошпаренный, как спасающийся от смерти!.. Эту установ­ку я собрал раньше срока... Стало непривычно легко. Главное, успеть главное!.. Стало интересно тренировать мгновенную врабатываемость... Стал жить так, будто все время опаздываю!.. А со­знание, что на самом-то деле это совсем не так, наоборот, что это моя игра, наполняет веселым озорством... Жму, опережаю не для плана, а для себя. Повышает тонус!..

В. Л.

...Когда я увидел наконец свою суетливость, эту судорожную торопливость, проглатывающую все мое лучшее, даже речь, я решил пойти ва-банк Мед-.ти-тель-ность — вот что мне нужно, решил я... И стал вырабатывать ее изо дня в день. Фантастически медленно. Расслаблялся и замедлялся как только мог. Представлял себя кинопленкой, прокручиваемой на самой малой скорости... черепахой . улиткой... представлял, что на пляже... Что время остановилилось, что у меня впереди целая вечность... Флегматиком я не стал, но... (.).

«...Темпоритм — самый близкий друг и сотрудник чувства, потому что он является почти механическим возбудителем эмоциональной памяти, следовательно, и переживания...

Нельзя правильно чувствовать при неправильном темпоритме...»

Так писал Станиславский. (Я позволил себе по своему темпоритму сократить в цитируемом некоторые длинноты.)

Через голые темпоритмы, задаваемые метрономами, оказалось возможным «включать» и переживания акте­ров. Ученикам предлагалась условная шкала из 10 тем-поритмов:

№ 1 — предельная пассивность;

№ 2, 3, 4 — постепенный переход к энергичному, бодрому са­мочувствию;

№ 5 — готовность к любому действию; № 6 — настороженное внимание, ритм решений; № 7 — преодоление препятствий, энергичное действие, тревога и радость;

№ 8, 9 — лихорадочный пульс жизни;

№ 10 — миг перед падением, начало безумия...

Для театра тех времен это было откровением. От­крытие же воздействия темпоритма на душу и тело совершено было во времена незапамятные. Что такое музыка?.. А танец?.. А обыкновенная речь и движения?..

В каждый миг мы живем в некоем темпоритме, в какой-то внутренней скорости. Выразить в абсолютных величинах трудно, у каждого своя система отсчета. Но для статистического большинства диапазон все же примерно одинаков, что и позволило создать понятную для всех шкалу музыкальных темпов: аллегро, андан­те... Это и есть обобщенные выразители наших внутрен­них, психических темпов да и телесных тоже.

Итак, для одного проблема — ускориться, для другого — замедлиться...