ПОДРУЖИМСЯ С ГОЛОСОМ

...Получил (раньше писал: «недавно», теперь — «Давно», но случаи повторяются) письмо-исповедь от молодого человека. Трагедией для него был слабый, дрожливый, неуверенный голос.

«Услышав такой голос, никто не может меня уважать... Голос сразу ставит меня ниже собеседника.. Моментально чувствует, что я чувствую себя неполно­ценным... В редкие моменты, когда появляется настоящий голос, чувствую себя совершенно другим человеком. Мо­гу легко и свободно общаться, все удается... Мой го­лос — мой злейший враг...»

Случай, связанный с кое-какими эндокринными колебаниями, плюс детская затюканность...

И я и вы замечали: в моменты хорошего самочув­ствия, уверенности и бодрости голос звучит ясно, твердо и сочно, интонации богаты и гибки. У мужчин, даже говорящих обычно высоким голосом, в эти моменты ясно различимы басово-баритональные нотки, у женщин появляется мелодическая окрыленность...

А некоторые — замечали? — то и дело что-то напе­вают или насвистывают... В напряженные моменты эта их привычка становится почти навязчивым ритуалом.

Собственная речь, воспринимаемая слухом и обрат­ными ощущениями от голосовых связок (гортани, бронхов...), для самочувствия человека в общении значит примерно то же, что ощущения от ног для равновесия при ходьбе.

Чувство почвы, опоры — обратная связь, необходи­мая для успешных действий. Связь эту мы создаем себе сами. Ощущение того, как нас воспринимает собе­седник, создается всего более через самоощущение. Ча­ще всего иллюзорное: Я — образ, самооценка. Кричат при ссорах не для того, чтобы воздействовать на про­тивную сторону, а чтобы самому почувствовать себя злее..

Молодому человеку тому удалось помочь.

Я посоветовал ему поступить по Демосфену: удалять­ся в уединения (в лес, в поле) и там кричать. Да, кри­чать! Орать, вопить! Что есть силы! Развивать голосовые связки! Укреплять дыхательно-голосовой аппарат и обратную связь между ним и мозгом. Громко деклами­ровать, тянуть отдельные звуки, петь...

Он заметил, что голос после таких занятий, стано­вится тверже, увереннее. Без особого напряжения стал звучать легче, богаче...

А потом в общении помогла и ролевая психотехни­ка. (Подробнее — «Искуство быть Другим».) Внутрен­няя роль: «Военный, привыкший командовать». Стал впечатывать свой голос в собеседника лихо, с размаху.. До сержантской лихости не дошло, но главное: перестал бояться своего голоса, распечатался!..

Добьемся и мы выразительности, своего звучания, соединим его с положительным самовнушением. Укре­пим единство — голоса, чувства и содержания — смыс­ла речи.

Разговариваем вслух с воображаемым собеседником. При громкой речи представляем себе, что он находится на другом этаже дома, на противоположном берегу реки и т. п., а нам необходимо сказать ему что-то крайне важное, перекрыв заодно шум поезда или огромной толпы... Собеседник то приближается, то удаляется Собеседник безмерно глух, безнадежно туп, а нам нужно добить­ся, чтобы до него дошло все!..

Ничего страшного, если наш иронический интеллект будет искоса подхихикивать над внешней смешноватостью подобных занятий. Во всяком случае, не поторо­пимся объявить это чепухой, не прочувствовав.

Контролером звучания может служить магнитофон. Но в тех случаях, когда собственный голос в записи воспринимается как чужой, неприятный, лучше обойтись без этой обратной связи. Зато прекрасно будет, если удастся найти ролевых партнеров (не обязательно со­товарищей по тому же несчастью), с которыми можно будет разыгрывать разные сценки в разных ролях... И проверять друг дружку, и вдохновлять, и поучать, и пошучивать, и веселить... Индивидуальная психотехника при желании очень легко делается коллективной. С детьми особенно!

Все эти упражнения развивают уверенность, сме­лость, а главное — воображение, спасительное вообра­жение!.. Помогают иногда и попытки творческого (не копировального) подражания знакомым, обладающим завидными качествами.

Даже на уровне, далеком от артистичности, обретем свою выразительность и непринужденность до степени, казавшейся недоступной.