КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ. НАУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

Теперь попробуем приложить эти общие положения к научению человека, учитывая его особенности и отли­чия.

Теорию и глубокое исследование сигнификативных, т. е. знаковых отношений в психической деятельности и научении человека осуществил советский психолог Л. С. Выготский. Он подчеркнул, что важнейшее отличие психической деятельности человека заключается в появ­лении у него новой особой формы отражения реально­сти — понятий. Это — отражения связей, отношений, структур реальности. Они — не генерализации внешних признаков на основе их ассоциативного объединения. Та­кие генерализации представляют собой лишь житейские «псевдопонятие», с которых начинается мышление ре­бенка и которыми ограничивается обыденное наглядное мышление. Настоящие научные понятия выражают собой сами существенные объективные отношения и структуры вещей и явлений. Они как бы проникают глубже види­мой физической, психологической, логической или функ­циональной смежности вещей и отражают, в чем заклю­чается эта смежность, что лежит в ее основе.

Так, например, обыденное житейское «псевдопонятие» света представляет собой обобщенное представле­ние чего-то светящегося: или образ лучей, или светлого поля и т.п., т.е. отражение того общего, что объединяет восприятия, связанные со светом. Истинное научное по­нятие света, как электромагнитных волн длиной от 400 до 800 миллимикронов, не содержит в себе уже ничего на­глядного. Оно отражает саму реальную причину психо­логической смежности всех ощущений, объединенных «псевдопонятием» света. Оно отражает саму структуру тех реальных процессов, которые объединяются поняти­ем «свет».

У человека, вернее у человечества, существует специ­альнаясистема знаков для обозначения отношений, структур и связей вещей, явлений и их свойств. Этоязык,т.е. слова и их отношения.

Уже И. П. Павлов отмечал, как мы видели, это корен­ное отличие человека. Но Павлов рассматривал лишь сигнальную функцию слов. Он видел в них физические сигналы, которые связываются, ассоциируются с опреде­ленными раздражителями или свойствами раздражите­лей (т. е. с вещами или свойствами вещей, которые дей­ствуют на органы чувств).

Но слова не просто сигналы, не просто обозначения воздействий, которые человек испытывает со стороны внешнего мира. Они — код отношения вещей. Они — знак самих отношений, освобожденных от чувственных образов предметов, которые могут находиться в таких от­ношениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно попытать­ся «представить» себе значения таких слов, как, напри­мер, «интеграл», «логарифм», «электричество», «муже­ство» и т.д. Их нельзя непосредственно представит, а можно только понять.

Таким образом, в словах, в языке мы имеем средство, орудие, которое освобождает познание от привязи к чув­ственному опыту, к отдельным конкретным воспринимае­мым вещам. Орудие, которое дает возможность психике отражать и закреплять общие связи, отношения и струк­туры вещей сами по себе.

Общее, которое реально существует только в единич­ном, выделяется с помощью слова, отображается в пси­хике само по себе, как значение этого слова.

Но слова создаются не отдельным человеком, а об­ществом в целом (конечно, творчеством отдельных лю­дей). Они обозначают опыт и знания, накопленные всем обществом. Поэтому освоение человеком понятий, обоз­начаемых словами, представляет собой одновременно ос­воение знаний об общих свойствах реальности, накоплен­ных человечеством в ходе его деятельности. Оно пред­ставляет собой также освоение отношения общества к этой реальности (ценностей, идеологии, культуры и т.д.).

Таким образом, знания на этом высшем, языковом уровне выступают какпонятия и связи понятий, закреп­ленные в словах и сочетаниях слов. Научение знаниям на этом уровне выступает какнаучение понятиям.

Из описанной концепции вытекает следующая основ­ная модель такого научения.

1. Сущность — формирование у учащегосяпонятий, отражающих существенные отношения реальности.

2. Содержание — обнаружение существенных отно­шений реальности, их выделение и закрепление в словах.

3. Условия: а) выделение, абстрагирование отноше­ний объектов, существенных для тех или иных сторон общественной практики;

б) обнаружение общности и существенности этих от­ношений;

в) закрепление этих отношений в словах. 4.Основа: образование информационного отношения между понятиями и словами, которые их означают. По-видимому, нет нужды подчеркивать исключительную важность такого понимания научения. Оно вводит в педагогическую психологию и объясняет многие важ­нейшие факты обучения человека. Факты, которые из­вестны каждому педагогу, но оставались за бортом ус­ловно - рефлекторных и ассоциативных концепции науче­ния.

В частности, оно вводит в процесс наученияслово и речь, как орудия научения в дополнение к восприятию и наблюдению, которыми фактически ограничивались предыдущие концепции.

Оно утверждаетпонимание и понятия, как результа­ты научения, в дополнение к запоминанию и представле­ниям, достаточным для ассоциативного научения.

Оно включает в источник наученияобщественный опыт человечества, закрепленный в науке, культуре и идеологии, вместо ограничения личным опытом учаще­гося.