ПЕРВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ УЧЕНИЕ

Естественно возникает вопрос — что это за такая «внутренняя деятельность», как она возникает и в чем она заключается. Исследования Ж. Пиаже и Л. Н. Леонтьева дали им основания утверждать, что эта внутрен­няя деятельность возникает из внешней путем ееинтериоризации. Предметные действия отражаются в психи­ческих процессах. Затем эти процессы освобождаются от непосредственной связи с предметами и превращаются, таким образом, впсихические операции. Так, например, предметное действие разделения, разборки, разъедине­ния вещи по мере накопления опыта заменяется его пси­хическим отражением — мысленным разделением, рас­членением вещи ее образа, понятия о ней. Оно превра­щается в психическую операцию анализа.Системы таких психических операций, развертывающихся в идеальном плане, это и есть внутренняя, психическая деятельность.Основным орудием интериоризации является, как мы видели,слово. Оно позволяет оторвать образ и операцию от вещи и действия, заменить их собственными речевыми движениями индивида, т. е. отдать в его власть,

Сказанное позволяет сформулировать важное пред­положение о роли внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности в учении.Внешняя гностиче­ская деятельность, по-видимому,обязательна для учения, когда в психике еще не сформированы соответствующие образы, понятия и операции. Если же образы и операции, необходимые для усвоения новых знаний или умений, уже имеются у ученика, то для научениядостаточноодной соответствующейвнутренней гностической дея­тельности.

Эту разницу некоторые психологи предлагают закре­пить в соответствующих терминах. Первый случай они называютранним или первичным учением, вторую — поздним или вторичным учением (Хебб). Первичное уче­ние носит условно-рефлекторный, двигательный харак­тер. Оно осуществляется с помощью предметной (внеш­ней) деятельности. Это—учение через делание. Вторич­ное учение носит интеллектуальный «созерцательный» характер. Оно осуществляется с помощью одной психи­ческой (внутренней) деятельности. Это — учение через восприятие.

Значит, решая вопрос о требуемом характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала.

Если ученик не владеет еще арсеналом необходимых для этого психических структур (образов, понятий и опе­раций), то начинать надо с предметной, гностической деятельности. Ученик должен сталкиваться с самими предметами и явлениями. Он должен «своими руками» осуществлять соответствующие действия и операции, Затем, выделяя, закрепляя и отделяя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их в идеальный (психический) план. Этот тип учения тщательно иссле­довали советский психологП. Я. Гальперин и его школа.

Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходныхпонятий и операций, то можно начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно, вместо вещей и действий над ними, пре­подносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают и чего требуют, т. е. осуществ­лять традиционное обучение методамисообщения и по­каза с соответствующими ему «пассивными» способами научения — слушанием, чтением, наблюдением.