Протагонист-рационалист

Такой тип протагониста сходен во многом с предыдущим, но отличается от него тем, что может с успехом играть роли. Часто, правда, такой протагонист использует слова для того, чтобы оставаться не вовлеченным в действие. Он скорее ра­ционален, чем эмоционален. Иногда такой человек способс'1 очень эмоционально играть, при этом оставаясь довольно ра­циональным, вследствие чего он вводит в заблуждение ре­жиссера по поводу чувств, которые испытывает, оставляя таким образом более ценный и глубокий материал в стороне. Такая личность может предлагать к рассмотрению проблемы, звучащие очень эффектно, в результате режиссер в своей работе всего лишь «скользит» по касательной к той проблеме, которая является основной для пациента.

1. К такому пациенту применяются все способы воздей­ствия, упомянутые выше.

2. Именно у такого протагониста должен быть двойник, который бы скорее выражал его чувства, нежели то, что за ними стоит. Двоиник должен использовать более общие слова, отражающие чувства пациента. Например: «Чепуха вес это!» или «Ой, лучше не береди рану». И таких фраз надо упот­реблять как можно больше.

3. С такими протагонистами, впрочем как и с другими, следует быть очень бодрым и напористым в действии на сце­не. Часто таким пациентам помогает предельно эмоциональ­но играть сцену то, что сами они отстранены от переживаний и происходящего. Часто можно обнаружить, что сцены с та­кими протагонистами плохо влияют на участников группы. Если позволить такому пациенту много говорить, — это мо­жет наскучить остальным, разозлить их и, в конце концов, потерять с ними связь. Активные и энергичные сцены, в кото­рых много движения и действия и речь на повышенных тонах, часто бывают очень эффективными в работе с такими паци­ентами.

4. И вновь, как с предыдущим типом протагониста, сле­дует сначала осведомиться о реакции группы перед тем, как дать возможность высказаться самому пациенту, так как из-за своего многословия он может вывести участников груп­пы из рабочего состояния. И, если это возможно, даже ли­шить его возможности словесно проанализировать ситуацию (если он не будет активно протестовать) для того, чтобы сум­мировать некоторые наблюдения участников группы. Впрочем, если сочтете необходимым, можете дать две секунды прота­гонисту, чтобы он ответил или прокомментировал эти наблю­дения. После чего режиссер решительно прерывает пациента:

«Время кончилось».

Протагонист, не могущий принимать участия в действии (пассивный протагонист)

Такой протагонист принимает участие в действии с не­охотой. Он выходит на сцену лишь по принуждению и также неохотно заявляет о своей проблеме. Даже оказавшись на сцене, он старается побыстрее «удрать», не пробыв на ней и нескольких минут. Обычно такие люди говорят: «Я ду­маю — этого достаточно» и уходят со сцены без особого приглашения режиссера. В работе с этой группой пациентов могут помочь следующие хитрости:

1. Дайте возможность протагонисту во время сцены ис­пытать приятный опыт, ощущения. Не вовлекайте в слишком эмоциональные сцены на раннем этапе таких пациентов. Мно­гие из них откликаются на сцены, где необходима фантазия пли представление образов и ситуаций, приятных для них. С ними, возможно, придется работать только на положитель­ном материале. Во всяком случае пока он не почувствует себя комфортно. После такого вступления можно попробовать вве­сти его в проблему, но даже в этом случае делать это необ­ходимо опосредованно, через сцену, которая начинается и за­канчивается с чего-то приятного.

2. Иногда такой протагонист может быть использован в качестве двойника, несмотря на то, что он не слишком стре­мится играть какую-либо роль. Приобретение таким пациен­том опыта работы на сцене можно осуществить через роли, которые не требуют настойчивости и особой активности. В сцене, связанной с ситуацией в. большой семье, они, на­пример, могут играть одного из детей. Если это сцена в ма­газина, они играют роль кассира или продавца и т. д.

3. С таким пациентом лучше всего работать не на сцене, а в зале. В процессе ввода пациента в роль должен быть элемент спонтанности, кроме того, после подготовки такому протагонисту легче подняться на сцену. Если пациент пре­рывает стену и возвращается в зал, продолжить действие лучше в зале, то есть не требовать возвращения протагони­ста на сцену. Так тем более надо поступать с «трудными» пациентами.

4. Хорошо срабатывает прием использования фанта­зии, — очень эффективны карточки ТАТ для стимуляции во­ображения при конструировании всевозможных историй. ;

5. Такому протагонисту постоянно требуется двойник, и, если пациент очень сложный, ему (двойнику) следует сидеть поодаль, но тем не менее дублировать его действия. Конечно, лучше, если двойник и пациент будут сидеть рядом. Двойник не должен «давить» на пациента, а лишь намекать на определенный материал, но в то же время, если потребуется, оказывать необходимое сопротивление. |

Пример: «Это тема мне неприятна, поэтому я не хотел бы об этом говорить вовсе», или <Я хочу, чтобы вы не спрашивали меня о семье. Даже думать не хочу об этом, поэтому не спрашивайте!». Очень важно, чтобы двойник не был слишком агрессивен пока «не подберет ключи» к тому, что пациент может принять. Часто такой пациент совсем не готов работать на сцене с двойником, лучше даже не пытаться его «вытаскивать» так как он уже сделал огромное усилие над собой, выйдя на сцену. Двойник будет очень его угнетать. Сцена должна быть очень мягкой и деликатной по своей интонации. Сначала двойника не следует привлекать. После того как пациент сыграл, можно попросить двойника переиграть эту же сцену. Пациент может наблюдать, а двойник выражает эмоции, ста­раясь делать это интенсивно и активно.

6. Необходимо попытаться дать возможность пациенту освоиться на сцене, пробыть на ней как можно дольше. Это значит, что двойник должен помочь пациенту преодолеть расстояние, если сцена является единственным, что вызывает у пациента эмоциональные затруднения. Этого можно до­стичь, употребляя неотносящиеся к теме комментарии, не­обычные жесты. Например, в сцене, где пациент едет на машине с одним из родственников и разговор имеет ярко вы­раженную эмоциональную окраску, двойник может использо­вать движения, характерные для водителя автомобиля, иног­да спрашивая пациента: «Мы правильно едем?», «Почему светофор не работает?», «Ну и движение сегодня!» и т. д. Но, несмотря на то, что используются такие отвлекающие приемы, двойник постоянно должен помнить, что эмоциональ­ный фон имеет место, и надо руководствоваться именно им в своей работе. Другими словами, вы, с одной стороны, как двой­ник, прикасаетесь к эмоциональному материалу, а с другой,— помогаете пациенту преодолеть «дистанцию» психологическую.