Протагонист, у которого нет проблем

Это такой тип протагониста, который, казалось бы, хочет работать, но не заявляет о своей проблеме, или просто не способен анализировать проблемы, считая, что у него их не может быть.

1. В работе с таким протагонистом полезно использовать любой материал, стимулирующий воображение, и, возможно, дать ему понять, что, если он не в состоянии решить проб­лему, то режиссер и остальные участники группы обязательно помогут ему это сделать. Постарайтесь пробудить фантазию пациента, используя любой материал (структура ситуации), либо каким-то другим специальным заданием, например, попросите его представить свою мать: «Давайте представим на кого она похожа», или «Опишите свою мать».

2. Если пациент все же настаивает на своей позиции что у него нет проблем или он не может их решать, иногда режиссер просит его сконструировать любую ситуацию, при этом можно использовать карточки ТАТА в любом фантазийном контексте. Можно предложить ему тему, — составить историю о ком-то, кто имеет проблемы, акцентируя его вни­мание на том, что он выдумывает, фантазирует и что эта история никакого отношения к самому пациенту не имеет. Или режиссер может предложить пациенту просто вспом­нить о ком-то, у кого есть проблемы, не забыв напомнить, что к нему лично это не может иметь никакого отношения. Ра­ботать с таким пациентом следует, всегда соблюдая «дистан­цию».

3. Если такой пациент проявляет упрямство, возмож­но, режиссеру не следует привлекать двойника в такой мо­мент. Двойник в таком случае мог бы сказать: «Я рад, что это не моя проблема», или «Определенно это не моя проб­лема», или еще что-нибудь и таком же роде. По мере во­влечения пациента в действие, тем не менее, следует исполь­зовать двойника, который поможет войти пациенту в роль:

«Иногда мне кажется, что все это почти так же, как и у меня».