Прерывание действия психотиком

Иногда пациент внезапно начинает петь, молиться или активно реагировать на галлюцинации в самом разгаре се­анса, где кто-то другой находится в центре внимания. Он может ходить по комнате, невнятно бормотать, активно же­стикулировать. Если сцена носит решающий характер, ре­жиссер может попросить мешающего вести себя потише, так, чтобы можно было продолжить работу над материалом. Если режиссер остановил мешающею словесно в форме упрека, позднее он обязательно должен дать возможность такому па­циенту отреагировать на свое замечание. С другой стороны, можно просто попросить его подождать немного, а не преры­вать полностью; он может продолжать мешать. Если режис­сер чувствует, что продолжать действие необходимо, то ему следует использовать пациента в контексте происходящего. Может ли это стать поводом для обсуждения всей группы или протагониста первоначального действия темы непредска­зуемого поведения людей вообще и страха сойти с ума? Если это произойдет, психотик может сыграть роль «представи­теля» такого заболевания и его следует использовать в ка­честве стимула обсуждения. Если же использовать такое вмешательство психотика в действие невозможно естествен­ным образом и продолжать сеанс необходимо, режиссер должен назначить двойника. Беспокойство больного можно снять, просто положив на плечо руку. Это может сделать помощник, двойник как бы от лица матери этого пациента. Если же и это не помогает, то помощник должен вывести пациента из комнаты и не приводить его до окончания сцены, либо когда сам помощник не почувствует, что группа успокоилась и может спокойно терпеть присутствие этого пациента.

Иногда у режиссера появляется желание переключиться на поведение пациента в ходе действия. Что он чувствует:

возможно, они смогут «войти в его положение», испытать от­ношение к этому и понять, что же они сами чувствуют. Та­ким образом режиссер делает всю группу помощниками но­вого протагониста и в результате тренинга добивается эмпатии со стороны всех членов группы к такому пациенту. Ре­жиссер также может использовать такую ситуацию в качест­ве стимула материала в отношении предрасположенности к такому заболеванию остальных членов группы. Участники группы обязательно отреагируют на такой вызов — они могут потребовать двойников или двойника всей группы, чтобы отразить свое замешательство, эмпатию, страх или какие-то другие чувства. У пациента же должен быть двойник все это время. Позднее режиссер может работать над психодрамой, в центре которой будет новый протагонист (психотик), оттал­киваясь в смысле материала от его движений, слов и других подсказок. Помощники могут стать его «голосом», если по­требуется реагировать на замечания остальных участников, приобщая их, таким образом, к действию.

Для того чтобы понять, как работать с таким пациентом, режиссер должен определи те причины поведения именно это­го психотика. Может быть, ему не нравится группа или материал, над которым она работает? Как режиссер должен поступить в том или ином случае? Попросит ли он помолчать остальных или прекратит вмешательство пациента в дейст­вие с тем, чтобы в ответ на терпение участников группы па­циент отплатил бы им, возможно, этим же впоследствии? Мо­жет быть, он новичок? Тогда достаточно ли времени вы уде лили его адаптации в новых условиях, чтобы он преодолел свое беспокойство? Возможно, ему необходимы поддержка, больше времени, чтобы познакомиться с группой, узнать о целях данной встречи.

Примером может послужить случай, когда пациент был неадекватно интегрирован в группу во время первой встречи. Во время второго сеанса другой пациент, изображал сцену в суде. Новичок представил себя убийцей, которого собира­ются судить члены группы. Он гак разволновался, что начал громко молиться и, в конце концов, прервал действие драмы. Помощник начал играть пациента, он стал «судьей». Группа, особенно ее лидеры, были на «суде», чтобы посмотреть, хотят ли они причинить боль пациенту. Каждому члену группы по­могали отреагировать на новичка. Помощник опросил тера­певтов, хотят ли они причинить боль пациенту. За этим после­довали сцены, в которых присутствующие выразили свое теп­лое и предвзятое отношение к пациенту. Пациента убедили, что никто в этой комнате не сможет причинить несчастья ему, все хотели, чтобы он это понял. Позднее режиссер смог вернуться к первому протагонисту.

Также вам следует определить, в чем же ваши цели и подход к решению данной проблемы. Если режиссер чувст­вует, что в такой обстановке вполне возможно продолжать работу, он должен просто сказать пациенту, чтобы он помолчал, в противном случае его выведут в другую ком­нату. С тем пациентом, который играет роль сумасшедшего, чтобы привлечь к себе внимание присутствующих, следует быть более жестким и решительным. Режиссер должен ска­зать ему, что и до него дойдет очередь быть главным героем • (протагонистом). Основная опасность здесь заключена в том, что другие будут слишком сдержанными из-за боязни стать объектом насмешек, если будут вести себя слишком экспрес­сивно, чтобы не показаться сумасшедшими. По этой причине такой способ лучше использовать в группах ролевого тре­нинга, а не исследовательских, хотя возможны и исключения.

Прерывания действия с истерикой

Часто пациенты прерывают действие, представляя себя жертвой или просто привлекая к себе внимание. Их поведе­ние носит характер в большей степени истерический, нежели поведение психотика в таких ситуациях. Этот метод можно использовать в группах клинических психотиков, пациентов с нарушениями психики и амбулаторных невротиков. Такие пациенты привлекают к себе внимание поведением несчаст­ного, обиженного человека. Завоевать симпатию и внимание окружающих — цель таких пациентов, когда же их поведе­ние пытаются интерпретировать, они чувствуют себя еще более уязвленными и несчастными. В таких случаях пациенты могут не принимать участия в действии за исключением тех сцен, где они являются центральными действующими лицами. Когда они находятся в фокусе действия, они ищут симпатии и любыми средствами поддерживают интерес к себе, без стремления исследовать собственную динамику и проблему. В результате интерпретации поведение пациента может стать еще более замкнутым, что выразится в довольно жалком и рассерженном виде пациента. Такие личности прерывают дей­ствие невербально, но своим жалким и уязвленным внешним видом. Это, в свою очередь, побуждает внимание остальных участников и тем самым срывает работу. Такой тип пациен­та часто становится центром сеанса, пока осадок раздраже­ния в группе нарастает, но не выражается непосредственно, так как это трудно сделать участникам из-за явной ранимо­сти и обиженного вида пациента. Вся группа, включая те­рапевта, может быть сильно раздражена таким обстоятель­ством. Терапевт должен постоянно проверять свою актив­ность н не позволять такому пациенту манипулировать собой. Помогите и остальным выразить свои чувства, а такому па­циенту назначьте двойника. Врача этого пациента режиссер должен проинструктировать о том, что пациент может: 1) за­хотеть прервать курс лечения, 2) вести себя еще более оби­женно и уязвленно. Как и в предыдущих случаях, режиссер может применить техники «Зеркало» и «За спиной», но такое решение должно быть тщательно обдумано. Учтите все воз­можные последствия приема конфронтации. Следует убе­диться, что эта необходимость вызвана не желанием нака­зать пациента, а предписана как средство лечения. Если вы применяете конфронтацию, следует убедиться, что пациент ютов принимать участие в последующих сеансах, а осталь­ные участники действия не чувствуют дискомфорта от того, что оказывали давление на пациента. Режиссер должен все время проверять ход действия и поддерживать его основные тенденции таким образом, чтобы провоцирование отношения к себе как к жертве со стороны пациента в последующих встречах сразу же фиксировалось, предупреждалось и отно­шение к такому поведению пациента со стороны членов груп­пы находило свое выражение. Для этого в большинстве слу­чаев и пациенту и всей группе необходимы двойники. Группы амбулаторных больных часто начинают выражать свое раз­дражение и без помощи лидера (хотя двойник все равно необходим), а группа психотиков чаще не станет выражать раздражение, если здесь не поможет лидер. Помните, что поддержка пациента также необходима, не отказываясь при этом от интерпретации и реакции группы.

Режиссер должен следить за тоном, которым он говорит. Ни в коем случае это не должен быть тон типа: «Ты ужасный человек, мы не любим тебя!». Попробуйте настроить себя на отношение такого характера «как личность мы любим тебя, но твое поведение нас раздражает, это самая большая твоя проблема (твой недостаток)». Иногда полезно сказать паци­енту, что поскольку одна из его проблем, это то, как он себя ведет, заставляя других раздражаться и буквально сходить с ума, значит, следует постараться исправить этот недостаток и режиссер со всеми участниками хотят помочь ему в этом. Это надо сказать даже в том случае, если пациент не хочет слушать, ему неприятно и он зол.