Пациенты с навязчивой идеей убийства или самоубийства

Терапевт должен очень хорошо знать своего пациента для того, чтобы сделать правильный выбор способов лечения в таком случае. Режиссер должен также отлично знать и всю группу, чтобы заранее прогнозировать возможное воздействие на всех присутствующих исследования такой проблемы. В та­кой драме, как ни в какой другой, режиссер должен управ­лять чувствами своих пациентов, не только протагониста, так как последствия участия в действии с таким контекстом при неумелом и невнимательном руководстве могут оказаться не­предсказуемыми.

Некоторые пациенты делают заявки с таким содержани­ем, чтобы привлечь к себе внимание или предложить себя в качестве протагониста. Использование таких тем для привле­чения внимания имеет диагностическую ценность, поэтому тему убийства или самоубийства следует использовать как часть лечебного сеанса. Последующие рекомендации тем не менее связаны с пациентами, непосредственно имеющими от­ношение к убийству или самоубийству, и составляют содер­жание психодрамы.

Основная сложность лечения таких пациентов заключа­ется в уходе от аспекта тренинга психодрамы. То есть ре­жиссер должен очень осторожно подвести пациента к сцене непосредственного убийства и тому, как это должно быть разы­грано в процессе терапевтического сеанса. По этой причине очень важны следующие моменты:

1. Вполне возможно работать над проблемой убийства или самоубийства, не заставляя протагониста «проходить» через сцену убийства. Избежать этого можно при помощи дополнительных игроков (помощников), а не пациентов. Пациент же может в момент разыгрывания сцены произносить монолог, смотреть и слушать. Можно также пациенту пред­ложить сыграть роль «другого» человека: своего родителя или того, кого «убивают». Еще один вариант — это полный отказ от какого бы то ни было действия в этом случае, то есть можно побуждать воображение. («Когда я сосчитаю до трех, — мы начнем представлять себе эту сцену»).

2. Очень важным является то, что пациент обязательно должен испытать чувство страха. То есть в самой сцене это чувство высвободится. В этом случае пациенту надо предло­жить сыграть самоубийство или убийство кого-либо. Причем надо учитывать следующие моменты: а) ведите пациента к осмыслению последствий. Например, пациент должен пред­ставить, как это повлияет на родителей. Проведите сцену че­рез года, чтобы он испытал законченность убийства со всеми его последствиями как акта (самоубийства в данном случае). Побудите его представить жизнь других людей тогда, как его на свете уже давно нет. Он может захотеть остаться жи­вым, обнаружив, насколько самоубийство неотвратимо по сво­ей сути.

Сцена может включать и суд после ареста, приговор к пожизненному заключению или смертной казни. Такие па­циенты могут осознать, насколько высока цена за свое жела­ние совершить этот акт. Пациент обнаруживает элемент мазохизма в стремлении убить другого человека. Полезно разыграть сцену заключения и суда, где остальные пациенты будут играть судей, присяжных, прокурора, тюремщиков и т. д. В свою очередь пациент может сыграть каждую из этих ролей.

Целью таких сцен является показать возможные послед­ствия пациенту, что существенно в решении этой проблемы, гак как существует возможность, при которой пациент лишь укрепится в своем решении совершить то, что задумал, если будет разыграна лишь сцена убийства.

Часто можно использовать в таком случае обмен ролями. В процессе действия разговаривать может .и «мертвый» участник спектакля, тем более, если его играет сам пациент. Он может сыграть и роль любого из тех «персонажей», кото­рые остались после его «смерти» (в случае самоубийства). Режиссер должен помнить, что следует отделять фантазию от реальных последствий. Режиссер также должен помочь пациенту понять, что именно он хочет выразить таким актом и есть ли альтернативы такому выражению своих чувств.

Это приведет к использованию ролевого тренинга в альтернативных вариантах для того, чтобы достигнуть главной цели, или просто позволит использовать ролевой тренинг для усиления контроля. Помните, что возможен ролевой тре­нинг пациента без каких-то конкретных актов, и он столь же эффективен, сколь и любое активное действие. Здесь ре­жиссер в результате тренинга добивается от пациента не импульсивности поведения, а строгого контроля над своими (пациента) чувствами и умения управлять ими определенным образом. Если режиссер сочтет необходимым провести имен­но такой курс тренинга (для контроля и управления своими чувствами), — он может на протяжении нескольких сеансов тренировать пациента определенным образом, после чего па­циент должен «сдать» экзамен на умение и терпение в управ­лении своими чувствами.

Возможно также работать с личностью, вынашивающей идею убийства или самоубийства, при помощи вспомогатель­ных и дополнительных ролей на протяжении ряда сеансов. Это может ускорить катарсис, а также и сообщить навыки управления своими чувствами.

И вновь очень важно «видеть» и чувствовать всю группу на протяжении серии сеансов, пока исследуется эта пробле­ма. Режиссер должен быть уверен, что он' знает о реакции каждого из присутствующих, особенно на последнем этапе, когда материал драмы вызывает самые интенсивные чувства у всех участников.

Материал, касающийся непосредственно смерти, должен быть скрупулезно проработан, проследите, чтобы у группы осталось время для «добротного» завершения драмы. Реко­мендации по подготовке завершения драмы будут даны ниже, в главе о пациентах с депрессией. Пациенты должны быть уверены (режиссер постоянно должен следить за собой), что вы не отрицаете их чувств, что вы понимаете, насколько они глубоки.Они (пациенты) должны быть уверены в том, что вы хотите им помочь и вам небезразлична их проблема Режиссер должен постоянно напоминать им, что они не одиноки, что он (режиссер) хочет, чтобы они жили, и поможет это сделать.