ПСИХОСИНТЕЗ: ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ

В своей книге о психосинтезе – подходе, объединяющем ум, тело и душу, – Пьеро Ферруччи рассказывает историю искателя истины. После многих лет бесплодных поисков он получил совет: отыскать пещеру, где скрыт волшебный колодец, который и откроет для него истину. Он нашел колодец и задал вопрос, мучивший его столько лет: "Где мне найти истину?" Из глубины колодца до него донесся ответ: "Пойди на базар, что на перекрестке дорог, – там ты найдешь то, что ищешь".

Конечно же, он побежал на перекресток. Один торговец продавал слитки металла, другой – куски дерева, а третий – мотки проволоки. Искатель недоумевал: что бы это могло значить? Он вернулся к колодцу, но получил только такой ответ: "Ты все поймешь в будущем". Ему не оставалось ничего другого, кроме как, негодуя, снова пойти бродить по свету, продолжая свои искания. Прошли годы, и он почти забыл о своем разочаровании у колодца. Но однажды ночью, идя по дороге, освещенной лунным светом, он услышал прекрасную музыку. Повернув в ту сторону, откуда она раздавалась, он увидел человека, игравшего на ситаре. Музыка была великолепна и глубоко тронула душу искателя истины. Он зачарованно смотрел, как умелые пальцы музыканта перебирают струны, и внезапно все понял. Ситар был сделан из дерева, металла и струн, в точности таких же, как он видел на базаре много лет назад, но тогда он не усмотрел в этом никакого смысла.

Озарение высветило истину, открытую ему колодцем: нам уже дано все необходимое – остается только собрать все вместе и правильно использовать. Внимательно разглядывая отдельные фрагменты, мы не можем постигнуть смысла целого. Объединив части, мы получаем новую сущность, которую не могли предугадать, созерцая отдельные части. Задача этой книги – дать вам более глубокое понимание именно отдельных элементов вашей личности. В этой же главе речь пойдет о том, как эти элементы складываются, образуя целостную личность.

Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли, разработавший концепцию психосинтеза, считал, что многие болезненные переживания вызваны тем, что отдельные элементы личности вступают между собой во внутренний конфликт или не знают о существовании друг друга. По его наблюдениям, при слиянии этих элементов в единое целое люди ощущают прилив энергии, у них появляется чувство благополучия и глубокого смысла своей жизни. Мы уже говорили о том, как происходящие события истощают природный запас человеческих сил. Детские страхи и волнения, неисполнение заветных желаний, постоянное беспокойство за свою безопасность, физическая слабость, потеря чего-то любимого – вот только некоторые из причин энергетических блокировок. Ассаджиоли разработал методику, помогающую людям преодолеть эти преграды и обеспечить свободную циркуляцию энергии, которая совершенно необходима для полноценной, приносящей удовлетворение жизни.

Основной принцип психосинтеза – это постепенные, а не внезапные изменения. Ассаджоли считал, что психотерапия – это процесс обучения, а для усвоения нового человеческому подсознанию необходимо время. Возможно, вы когда-либо испытывали неожиданный прилив сил во время кризиса; медленно оправлялись после эмоциональной травмы; ощущали душевный подъем, когда после долгих усилий вам удавалось понять трудный вопрос; или вам внезапно, как озарение, приходило решение головоломки. Все эти явления указывают на существование некоего внутреннего неосознанного побуждения, направленного на создание равновесия и завершенности. Предлагаемое упражнение является примером одного из способов, с помощью которого можно глубже постигнуть свое внутреннее "я" – ваше подсознание.

Упражнение Возьмите несколько листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Перед началом работы дайте себе несколько минут на то, чтобы прийти в равновесие. Когда будете готовы, начинайте рисовать. Пусть рисуют ваши руки, а вы только наблюдайте за образами, возникающими на бумаге. Относитесь к ним с интересом, не вынося суждений, и пусть ваши руки рисуют все, что захотят. Рисунки могут быть абстрактными или символическими, большими или маленькими, черно-белыми или разноцветными. Наблюдая, как рисуют ваши руки, обратите внимание на их движения – уверенные они или робкие, плавные или неуклюжие, быстрые или медленные и т.п. Когда вы закончите рисовать, рассмотрите рисунки. Можете даже отложить их в сторону на некоторое время и лишь потом – изучить. Подумайте, что могут означать эти изображения; они исходят от вас, поэтому должны как-то отражать вашу личность. Опишите все образы, которые возникнут у вас при изучении рисунков, даже если не увидите в них особого смысла. Попробуйте проанализировать рисунки с точки зрения стиля, размера и цвета. Например, как вы используете пространство листа? Разбросаны ли элементы рисунка по всему полю или теснятся в одном углу? Отражают ли сами рисунки или их стиль вас или вашу жизнь? Это упражнение можно развить дальше, переведя вашу эмоциональную реакцию на рисунки в слова. Когда вы как следует над ними подумаете, переверните лист и запишите все, что придет в голову. И опять выступайте в роли заинтересованного наблюдателя, чтобы не заставлять себя писать го, что, по-вашему, следует написать, и не пытаться добиться осмысленности.

Выполняя это упражнение в группе, Лайза нарисовала птицу, взлетающую из языков пламени подобно фениксу. Другая птица преграждала ей дорогу. Рядом стояла маленькая фигурка человека, наблюдающего за птицами. Лайза так истолковала свой рисунок: "Одна из птиц пытается помешать рождению другой птицы. Рождается новое "я", а старое "я" так напугано, что пытается этому помешать. Наблюдающий за птицами человек – тоже я. Каждый раз, когда мне хочется сделать что-то новое, я ощущаю внутренний конфликт и как будто наблюдаю за ним. Надеюсь, что победит новая птица, но я не могу ей помочь".

Позднее она рассказала членам группы, как использовала этот рисунок, который очень многое ей объяснил, в повседневной жизни: "Я ужасно нервничала, выступая на собраниях. Теперь я понимаю, что сама себе мешала, поэтому стала говорить все, что хочу, хотя мне еще бывает иногда немного страшновато. Я представляю себе, как новая птица вылетает невредимой из пламени и расправляет крылья. Я научилась плавать, хотя раньше боялась даже заходить в воду. Я поняла, что страх не должен меня останавливать. Раньше я только теоретически знала, как измениться, а в жизни это у меня не получалось. Рисунки появились откуда-то из глубины – может быть, они представляют мою душу, с которой мне необходимо было соприкоснуться".