Иерархия потребностей

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни недостаточности", то есть считает, что они вызываются недостаточным удовлетворением определенных фундаментальных потребностей, подобно тому как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Недостаточное удовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности: потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других. Кроме того, у каждого индивида имеются потребность роста, то есть потребность развивать свои задатки и способности, а также потребность в самоактуализации.

ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ:

  1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
  2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)
  3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)
  4. потребность в уважении (самоуважение, признание)
  5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже.

"Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее" [18, с. 38].

"Эмоциональная природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры" [17, с. 173].