Реферат Курсовая Конспект
АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ - раздел Психология, Дж.фейдимен, Р.фрейгер ...
|
Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер
АБРАХАМ МАСЛОУ
И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
В кн.: Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. Личность и личностный рост
Предисловие
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
ИДЕЙHЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Психоанализ
Социальная антропология
Гештальт-психология
ДИНАМИКА
Психологический рост
Препятствия росту
СТРУКТУРА
Тело
Социальные отношения
Воля
Эмоции
Интеллект
Я
Терапевт
ОЦЕНКА
ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение в бытийной любви
Анализ "пикового переживания"
Аннотированная библиография
Предисловие
Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой роста и развития личности, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благополучию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых способен достичь каждый индивидуум. Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
Маслоу был более всего заинтересован в исследовании новых проблем и областей. Его работы – это скорее собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система. Подход Маслоу к психологии хорошо выражен начальной фразой одной из самых влиятельных его книг "К психологии бытия" [17]:
"На горизонте брезжит новое представление о болезни и здоровье человека – психология, которая вызывает такое волнение и обещает столько прекрасных возможностей, что я уступаю искушению представить ее публично до того, как она проверена и подтвердилась, до того, как она может быть названа фундаментальным научным знанием" [17, с. 3].
ИДЕЙHЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ДИНАМИКА
СТРУКТУРА
Тело
Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, которые стоят на более высоких уровнях в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное.
"Аскетизм, самоотречение, произвольное отрицание требований организма, по крайней мере на Западе, вызывает задержку роста, калечит организм; даже на Востоке это приносит самоактуализацию лишь немногим исключительно сильным индивидуумам" [17, с. 199].
Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в "пиковых переживаниях", которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает, что обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения - важное дополнение традиционного, когнитивно ориентированного образования, и что физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного вовлечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.
Воля
Воля – жизненно важный компонент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.
"Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь" [19, с. 36].
"Самоактуализация означает работу, нацеленную на то, чтобы хорошо сделать то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом – это не самоактуализация. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно" [19, с. 48].
В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых импульсов и инстинктов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.
Эмоции
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.
Я
Маслоу определяет "Я" как внутреннюю природу или ядро индивида – его собственные вкусы, ценности и цели. Чтобы само-актуализироваться, то есть привносить в действительность "себя", свое "Я", важно понимать свою внутреннюю природу и действовать в согласии с нею.
"Самоактуализирующиеся люди, которые достигли высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут научить нас столь многому, что иногда кажется, что это просто люди другой породы" [17. с. 71].
Маслоу подходит к пониманию Я человека на основе изучения тех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не уделяет специального внимания обсуждению "Я" как специфического элемента структуры личности.
ОЦЕНКА
Сила Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта.
Экспериментальные работы Маслоу, как правило, незакончены; их правильнее было бы называть "разведывательными", нежели собственно экспериментальными, и сам он вполне признавал это:
"Мне как будто не хватает времени для тщательных экспериментов. Они занимают слишком много времени, если смотреть на это с точки зрения моих лет и того, что я еще хочу сделать. Так что сам я делаю лишь небольшие "пилотажные" исследования с немногими испытуемыми, которые не годятся для публикации, но достаточны, чтобы я убедился, что они, по-видимому, справедливы и когда-нибудь подтвердятся [8, с. 66-67].
"Я – психолог нового толка, теоретик, вроде представителей теоретической биологии... Я считаю себя ученым, а не писателем или философом. Я чувствую себя привязанным к фактам и связанным фактами, хотя скорее воспринимаю их, чем занимаюсь их созданием" [8, с. 63].
Такая процедура имеет свои недостатки. Например, данные маленьких и тенденциозных выборок статистически недостоверны. Однако Маслоу никогда и не стремился экспериментально "доказать" или проверить свои идеи. Его исследования были направлены скорее на прояснение и детализацию его теоретизирования.
Тем не менее, Маслоу иногда напоминает кабинетного философа, остающегося чуждым возможному противоречию с новыми фактами и новым опытом. Как правило, он был вполне уверен в том, что хотел продемонстрировать в своих исследованиях, и редко обнаруживал новые данные, которые бы изменяли его предшествующие идеи. Например, Маслоу постоянно подчеркивал позитивные источники "пиковых переживаний": опыт любви, красоты, прекрасной музыки и т.п. Возникновение "пиковых переживаний" вследствие негативных переживаний, как правило, им игнорируется, хотя многие рассказывают, что их наиболее глубоким "пиковым переживаниям" предшествовали негативные эмоции – страх или депрессия, – которые преодолевались, превращаясь в сильные положительные состояния (см., например, У. Джеймс "Многообразие религиозного опыта"). По определенным причинам исследования Маслоу редко обнаруживали такого рода новую информацию.
"Я довольно скоро был вынужден прийти к заключению, что большой талант не только более или менее независим от доброты характера или здоровья, но что мы вообще мало о нем знаем" [17, с. 135].
Как бы то ни было, эта критика Маслоу довольно тривиальна. Его значительные достижения как психолога состоят в подчеркивании позитивных измерений человеческого опыта, возможностей достижения для людей. Маслоу был вдохновителем едва ли не всех гуманистических психологов. "Журнал трансперсональной психологии" (2. 1970. IV) назвал его "величайшим американским психологом после Джеймса". Хотя такая оценка может показаться несколько экстравагантной, но вряд ли кто-нибудь из гуманистических психологов будет отрицать его центральное место как оригинального мыслителя и пионера в области психологии возможностей человека.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение в бытийной любви
По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой. В нашем повседневном опыте мы обычно переживаем смесь бытийной и дефициентной любви. Обычно мы ожидаем и получаем нечто в награду за наше чувствование любви.
Это упражнение взято в награду из древней христианской практики и предназначено для развития чувства чистой любви. Сядьте в темной комнате перед зажженной свечой. Расслабьтесь и постепенно почувствуйте свое тело, войдите в соприкосновение с окружающим. Дайте вашему телу обрести замедленный ритм, стать спокойным и мирным.
Смотрите на пламя свечи. Распространите чувство любви из сердца на пламя. Ваше чувство любви к пламени не связано ни с какой мыслью о ценности пламени как такового. Вы любите его ради самой любви. (Может показаться странным пытаться любить неодушевленный объект, но как раз в этом все дело – пережить чувство любви в ситуации, где не будет ответа, не будет награды, кроме как самого чувства любви.) Распространите свое чувство любви на всю комнату, на все, что в ней находится.
Анализ "пикового переживания"
Попробуйте ясно вспомнить какое-либо "пиковое переживание" из вашей жизни – момент радости, счастья, восторга, который возникает в вашей памяти. Переживите вновь этот опыт.
1. Что принесло это переживание? В чем состояла уникальность ситуации, в которой оно возникло?
2. Что вы испытывали? Было ли это отличным от того, что вы обычно испытываете – эмоционально, физически, интеллектуально?
3. Казались ли вы себе иным (иной)? Казался ли мир вокруг иным?
4. Как долго длилось переживание? Что вы испытывали после него?
5. Имело ли ваше переживание какое-нибудь последействие (в вашем видении окружающего или ваших отношениях с другими, например)?
6. Как ваш собственный опыт соотносится с теориями Маслоу по поводу "пиковых переживаний" и человеческой природы?
Чтобы яснее представить себе "пиковое переживание", сравните свой опыт с опытом других. Найдите как общее, так и различия. Являются ли различия следствием различия ситуаций или различий в типах личности или в культурной среде? Что говорят выявленные схожие моменты об идеях Маслоу относительно человеческих возможностей в целом?
Аннотированная библиография
Маслоу, А. Дальнейшие рубежи развития человека [19]. – Во многих отношениях лучшая книга Маслоу. Собрание статей о психологическом здоровье, творчестве, ценностях, образовании, обществе, метамотивации и трансцендировании. Приведена полная библиография работ Маслоу.
Маслоу, А. К психологии бытия [17]. – Самая популярная и широко известная книга Маслоу. Включает материал, касающийся противопоставления бытийного и дефициентного, психологии роста, творчества, ценностей.
Маслоу, А. Мотивация и личность [18]. – Учебник психологии, дающий более техническую трактовку работы Маслоу. Главы о теории мотивации, иерархии потребностей, самоактуализации.
+++
– Конец работы –
Используемые теги: Абрахам, Маслоу, Психология, самоактуализации0.073
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов