Трансперсональная психология

В предисловии ко второму изданию своей книги "К психологии бытия" [17] Маслоу провозгласил появление нового направления – трансперсональной психологии:

"Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, третью силу в психологии, переходной, подготовительной к еще более "высокой", четвертой психологии, – трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого самоопределения, самоактуализации и т.п... Мы нуждаемся в чем-то "большем, нежели мы сами", перед чем мы могли бы благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи" [17, с. III-IV].

"Без трансцендирования к трансперсональному мы становимся больными или впадаем в ярость, становимся нигилистами или лишаемся надежды, погружаясь в апатию" [17, с. IV].

Многие из тем, охватываемых трансперсональной психологией, существенны для теорий, развиваемых Маслоу: "пиковые переживания", бытийные ценности, мета-потребности и т.п. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии", определял ее как исследование "предельных способностей и возможностей человека" [24, с. 15], – тех способностей, которые не нашли себе места в систематике обычных психологических концепций.

Трансперсональная психология включает изучение религии и религиозного опыта. Исторически представления о предельных человеческих возможностях формулировались прежде всего в религиозных терминах, и большинство психологов не желают принимать эти области всерьез из-за ненаучной, догматической или мистической манеры их описания. Популярность восточных религий на Западе частично связана с их менее теологическим и более психологическим подходом к человеческой природе. Кроме того, эти традиции ясно описывают методики психологического и духовного развития.

Маслоу обнаружил наличие духовного "измерения" в самоактуализирующихся людях, которых он постоянно изучал.

"Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов" [18, с. 169].

"Человеческое существо нуждается в ценностной системе координат, в философии жизни... в соответствии с которой можно было бы жить и понимать жизнь, – нуждается в том же смысле, в каком оно нуждается в солнце, в кальции и в любви" [17, с. 206].

Трансперсональная психология эмпирически изучает медитацию, йогические дыхательные упражнения и другие духовные дисциплины (прекрасную библиографию можно найти в [26] и [27]), а также парапсихологию, природу сознания и измененные состояния сознания, гипноз, сенсорную депривацию и т.д. (см., напр., [21], [22], [25]).