Препятствия росту

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен

1. негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;

2. социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений;

3. внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Маслоу указывает, что деструктивное окружение и жжесткое авторитарное образование легко приводят к непродуктивным привычкам и поведенческим стереотипам, основанным на дефициентной ориентации. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного поведения в различных ситуациях.

"Два рода сил действуют на индивидуума, не один. Одни силы толкают его к здоровью, другие же, силы страха и регресса, толкают его назад, к болезни и слабости" [17, с. 164].

Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают индивидуума. Они уменьшают независимость суждения, так что индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу: например, что большинство человеческих инстинктов, по существу, греховны, что они должны быть быть объектом управления и обуздания. Маслоу полагает, что это отрицательное отношение фрустрирует рост. Правильно, с его точки зрения, противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, благи, а основной источник человеческой мотивации составляют импульсы к росту.

Эго-защиты Маслоу рассматривает как внутренние препятствия росту. Первый шаг в работе с эго-защитами состоит в сознавании их и наблюдении за тем, как они действуют. Затем индивидуум должен постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация – это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда, уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту значимость, которая вдохновляла артистов, поэтов, просто влюбленных.

"Хотя в принципе самоактуализация легка, практически она редко имеет место (по моим оценкам, безусловно менее чем у 1% взрослого населения)" [17, с. 204].

"Комплекс Ионы" – это отказ от попыток осуществления полноты своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использовать свои способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов, которые довольствуются "прохождением" курса, что требует приложения тольео части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, которые опасаются, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью, или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными (см., напр., [7]).