рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трансакционный анализ.

Трансакционный анализ. - раздел Психология, Игры, в которые играют люди. Мы Называем Трансакцией Единицу Общения. Люди, Находя...

Мы называем трансакцией единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что- то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией.

Цель простого трансакционного анализа — выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. В наиболее простых трансакциях и стимул, и реакция исходят от Взрослого. Например, хирург, оценив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку медсестре. Правильно истолковав этот жест, оценив расстояние и мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга таким движением, какого от нее ждут. Несколько более сложными являются трансакции Ребенок — Родитель. Например, во время болезни ребенок с высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.

Обе вышеописанные трансакции мы называем дополнительными. Иными словами, при нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Первый пример (его классифицируем как дополнительную трансакцию первого типа) представлен на схеме 2а. Второй (дополнительная трансакция второго типа) показан на схеме 2б.

 

┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐ Стимул ┌─────────┐

│ │ │ │ │ │ ┌──────────> │

│ P │ │ P │ │ P │ │ │ P │

│ │ │ │ │ │ │ ┌─── │

├─────────┤ Стимул ├─────────┤ ├─────────┤ │ │ ├─────────┤

│ ───────────────> │ │ │ │ │ │ │

│ B │ │ B │ │ B │ │ │ │ B │

│ <─────────────── │ │ │ │ │ │ │

├─────────┤ Реакция ├─────────┤ ├─────────┤ │ │ ├─────────┤

│ │ │ │ │ ────┘ │ │ │

│ Pe │ │ Pe │ │ Pe │ Реакция │ │ Pe │

│ │ │ │ │ <───────────┘ │ │

└─────────┘ └─────────┘ └─────────┘ └─────────┘

Агент Респондент Агент Респондент

а) Первого типа б) Второго типа

 

Схема 2. Дополнительные трансакции.

Однако совершенно очевидно, что трансакция — это звенья одной цепочки: каждая реакция (Рк) в свою очередь становится стимулом (Ст).

Первым правилом коммуникации мы считаем следующее: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого правила пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Эти правила не зависят ни от природы трансакций, ни от их содержания. Они целиком основаны на векторах общения Пока трансакции сохраняют дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники, например, какими-то сплетнями (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок или Родитель — Ребенок).

 

┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐

│ │ │ │ │ │ Рк │ │

│ P <───────┐ │ P │ │ P │ ┌─────── P │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────┤ │ ├─────────┤ ├─────────┤ │ ├─────────┤

│ │ Ст │ │ │ │ │ Ст │ │ │

│ B ────────┼───────> B │ │ B ────────┼───────> B │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────┤ │ ├─────────┤ ├─────────┤ │ ├─────────┤

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ Pe │ └─────── Pe │ │ Pe <───────┘ │ Pe │

│ │ Рк │ │ │ │ │ │

└─────────┘ └─────────┘ └─────────┘ └─────────┘

Агент Респондент Агент Респондент

а) Первого типа б) Второго типа

 

Схема 3. Пересекающиеся трансакции.

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией. На схеме 3а представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы (пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции доставляет наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил название классической реакции переноса). Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый, например: "Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить" или "Ты не знаешь, где мои запонки?". Соответствующим трансакции Взрослый — Взрослый в первом случае может быть признан ответ: "Давай попробуем понять. Мне и самому этого хочется". А во втором: "Запонки лежат на столе".

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например в первом случае" "Ты как мой отец все время меня критикуешь", — а во втором "Вечно я у тебя во всем виновата!" Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок — Родитель, и, как видно из схемы 3а, векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы алкоголя или запонок до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Это может продолжаться несколько месяцев в первом примере и несколько секунд во втором, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый — Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникация на уровне Ребенок — Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы — не следует ли хозяйке уволить служанку.

На схеме 3б показан случай, обратный пересекающейся трансакции первого типа Он представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. Например, на вопрос: "Не знаешь, где мои запонки?" — может последовать ответ: "Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок!"

Диаграмма взаимоотношений (схема 4), на которой изображены девять возможных векторов общения между спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми интересными свойствами.

Дополнительные трансакции между "равными психологическими состояниями" представлены линиями (1-1), (5-5), (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: например, (3-7) (3-7) — двое людей, лишившихся дара речи, свирепо уставились друг на друга. Если никто из них не уступит, коммуникация прекратится и они разойдутся в разные стороны. Обычно один отступает на (7-3), что приводит к игре "Скандал"; лучшим решением было бы (5-5), при котором оба рассмеются или обменяются рукопожатием.

 

┌───────────────┐ ┌───────────────┐

│ │ │ │

│ 1. ═════════════════════════════════════════════ 1. │

│ │ │ │

│ P 2. ───────────────── /─────────────── 2. P │

│ │ / │ │

│ 3. ■■■■■■■■■■■■ / ■■■■■■■■■■ 3. │

│ │ ■ X ■ │ │

├───────────────┤ ■ / ■ ├───────────────┤

│ │ ■ / ■ │ │

│ 4. ─────────────────/ ■ ■ ─────────────── 4. │

│ │ ■ ■ │ │

│ B 5. ═══════════════════════■═════════════════════ 5. B │

│ │ ■ ■ │ │

│ 6. ───────────────── ■ ■ /─────────────── 6. │

│ │ ■ / ■ │ │

├───────────────┤ ■ / ■ ├───────────────┤

│ │ ■ X ■ │ │

│ 7. ■■■■■■■■■■■■ / ■■■■■■■■■■ 7. │

│ │ / │ │

│ Pe 8. ─────────────────/ ─────────────── 8. Pe │

│ │ │ │

│ 9. ═════════════════════════════════════════════ 9. │

│ │ │ │

└───────────────┘ └───────────────┘

Агент Респондент

Схема 4. Диаграмма взаимоотношений.

Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы простых дополнительных трансакций. Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых "угловых трансакциях", в которых участвуют три состояния Я. Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Эта трансакция проанализирована на схеме 5а. Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить:

"Вы, безусловно, правы и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

 

┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐

│ │ │ │ │ │ │ │

│ P │ │ P │ │ P │ │ P │

│ │Социальный │ │ │ │ │ │

├─────────┤ уровень ├─────────┤ ├─────────┤ ├─────────┤

│ ═══════Cт══════> │ │ ════════Ст══════> │

│ B <══════Рк═══════ B │ │ B │Социальный │ B │

│ <──┐───Ст──┐ │ │ │ <═══════Рк═══════ │

├─────────┤│ │ ├─────────┤ ├─────────┤ ├─────────┤

│ ││ └────> │ │ ────────────────> │

│ Pe │└───Рк──────── Pe │ │ Pe │Психологич.│ Pe │

│ │Психологич.│ │ │ <──────────────── │

└─────────┘ уровень └─────────┘ └─────────┘ └─────────┘

Продавец Покупательница Ковбой Девушка

 

а) Угловая трансакция б) Двойная трансакция

Схема 5. Скрытые трансакции.

В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния Я. Она часто присутствует при флирте. Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню? Девушка: Ах, я с детства обожаю конюшни! На схеме 5б видно, что на социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание — сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.

Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние — на угловые и двойные.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игры, в которые играют люди.

На сайте allrefs.net читайте: "Игры, в которые играют люди."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансакционный анализ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора.
Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что новое издание можно понять независимо от знакомс

Процесс общения.
Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, д

Структурирование времени.
Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей — "признание" — имеют большое значение в жизн

Структурный анализ.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы,

Процедуры и ритуалы.
Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенко

Времяпрепровождения.
Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать на социальном и временном фоне с учетом различных степеней сложности, соответственно имея в виду различные уровни сложности проц

Определение.
Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор поро

Типичная игра.
Проиллюстрируем основные черты игр на примере одной игры, наиболее распространенной среди супругов, которую можно назвать "Если бы не ты". ...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее

Генезис игр.
Опираясь на изложенные выше точки зрения, весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. Ребенка обучают также процедурам, ритуа

Функции игры.
Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости (особенно интенсивной) для большинства людей психологически неприемлемы. Поэтом

Обозначения.
При анализе игр будут использованы следующие обозначения. Название. Если игра имеет длинное название, мы будем употреблять его аббревиатуру. При устном обсуждении лучш

Разговорные фразы и выражения.
Многие разговорные выражения, которые используются в книге, мы услышали от пациентов. Участники игр прекрасно понимают и воспринимают их и даже получают от них удовольствие — при условии, конечно,

Игры на всю жизнь.
Все игры при обычных обстоятельствах оказывают на судьбу их участников очень важное, а иногда и решающее влияние. Однако некоторые из игр более успешно, чем другие, превращаются в дело всей жизни ч

Quot;Алкоголик".
Тезис. В анализе игр не существует ни алкоголизма, ни алкоголиков, а есть роль Алкоголика в некоторой игре. Если основной причиной чрезмерного потребления спиртного являются, н

Quot;Должник".
Тезис. "Должник" — это не просто игра, это нечто большее. В Америке игра "Должник" для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь. Впрочем, то ж

Quot;Бейте меня".
Тезис. В этой игре обычно участвуют люди, которые ведут себя так, будто на них написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Искушение почти всегда непреодолимо, поэтому пос

Quot;Ну что, попался, негодяй!" (НУПН).
Тезис. Эту ситуацию (НУПН) в ее классическом виде можно наблюдать во время игры в покер. Уайт получает самые лучшие карты, например четыре туза. В этом случае если он любит игр

Quot;Посмотри, что я из-за тебя сделал" (ПЧЯТС).
Тезис. В своей классической форме это супружеская игра, ей смело можно присудить первый приз по количеству разбитых браков. Однако в нее могут -также играть и родители с детьми

Супружеские игры.
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих супругов расцветают особенно пышн

Quot;Тупик".
Тезис. Эта игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости. Как это ни парадоксально, она состо

Quot;Судебное разбирательство".
Тезис. По описанию эта игра относится к классу игр, получающих свое лучшее воплощение в юриспруденции. Сюда относятся "Калека" (обвиняемый оправдывает себя душевной б

Quot;Фригидная женщина".
Тезис. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение от

Quot;Загнанная домохозяйка".
Тезис. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти — двенадцати направлениях, иными словами, должны умело иг

Quot;Если бы не ты" (ЕНТ).
Тезис. Мы уже подробно проанализировали эту игру. В нашей практике она была второй по счету, которую мы обнаружили после игры "А почему бы вам не ... — Да, но", котор

Quot;Видишь, как я старался".
Тезис. Обычная форма этой игры предполагает трех участников: двух супругов и психотерапевта. Как правило муж стремится к разводу, хотя вслух заявляет обратное, а жена искренне не хочет разрушать бр

Quot;Дорогая".
Тезис. Наибольшего расцвета игра "Дорогая" достигает на ранних стадиях терапии супружеских групп, когда участники занимают в основном оборонительную позицию. Эту игру

Игры в компаниях.
Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения — для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс

Quot;Подумайте, какой ужас!".
Тезис. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три времяпрепровождения — для родителей, для взрослых, для детей — и игру. Во времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато

Quot;Изъян".
Тезис. Эта игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка "Я никуда не гожусь", которую его защитный механиз

Quot;Гость-растяпа".
Тезис. Типичный вариант игры развертывается в следующей последовательности: 1. Уайт опрокидывает коктейль на вечерний туалет хозяйки. Блэк (хозяин) сначала приходит в

Сексуальные игры.
Люди играют в сексуальные игры, чтобы дать выход своим сексуальным влечениям или побороть их. Все эти игры по своей сути представляют собой извращение сексуальных инстинктов, так как источником удо

Quot;А ну-ка, подеритесь" (АНКП).
Тезис. АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях в основе лежит женская психология В силу своей драматичности и выразительности АНКП легла в основу множеств

Извращение.
Тезис. Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм, типичны для Ребенка, находящегося в состоянии тревожности, поэтому подходить к исправлению этого явления надо

Quot;Динамо".
Тезис. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "

Quot;Чулок".
Тезис. Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее наиболее очевидное свойство — эксгибиционизм, который по своей природе близок к истеричности. Например,

Quot;Скандал".
Тезис. Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще всего сексуально заторможена. Отец прих

Quot;Полицейские и Воры" (ПиВ).
Тезис. Поскольку большинство преступников ненавидят полицейских, то от умения перехитрить их они получают порой не меньше удовольствия, чем от награбленной добычи. На уровне Вз

Quot;Как отсюда выбраться?".
Тезис. Известно, что лучше всего выживают заключенные, которые структурируют время заключения деятельностью, времяпрепровождением или с помощью игры. Излюбленный вид деятельнос

Quot;Давай надуем Джо" (ДНД).
Тезис. Примером долговременной игры в ДНД может быть мошенничество. Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. Проиграть в ДНД может только человек, у которого

Игры на приеме у психотерапевта.
Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный психотерапевт, занимающийся анализом игр, знал, какие игры постоянно повторяются в психотерапевтических ситуациях. Их можно без труда наблюдать на приеме в

Quot;Оранжерея".
Тезис. Эта игра — вариант "Психиатрии". Наиболее активно в нее играют молодые ученые — представители гуманитарных наук, например психологи. Эти молодые люди в компани

Quot;Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ).
Тезис. В эту игру могут играть не только психотерапевты и работники служб помощи, но и представители других профессий. Но чаще всего и в наиболее выраженной форме она встречает

Quot;Неимущий".
Тезис. Лучше всего тезис этой игры, на наш взгляд, описал Генри Миллер[25] в своей книге "Колосс Марусси": "Это событие, должно быть, произошло в тот са

Quot;Крестьянка".
Тезис. Прототипом для анализа этой игры послужил случай с крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай столь интересным, что показывает больную с

Quot;Психиатрия".
Тезис. Следует отличать "Психиатрию"-процедуру от "Психиатрии"-игры. Как явствует из научных публикаций, при лечении психических заболеваний используются ра

Quot;Дурачок".
Тезис. В мягком варианте этой игры ее тезис можно сформулировать так: "Я смеюсь вместе с вами над моей глупостью и неуклюжестью". Однако люди с серьезными проблемами

Quot;Калека".
Тезис. Наиболее драматичной формой игры "Калека" является "Оправдание по причине душевной болезни". В трансакционных терминах тезис игры можно изложить след

Хорошие игры.
Психотерапевт должен постоянно изучать всевозможные игры, в которые играют люди. Для этого он располагает наилучшими возможностями. Однако ему приходится общаться в основном с людьми, которых игры

Quot;Трудовой отпуск".
Тезис. Строго говоря, это скорее времяпрепровождение, а не игра, и, очевидно, вполне конструктивное для всех участников. Американский почтальон, отправляющийся в отпуск в Токио

Quot;Кавалер".
Тезис. В эту игру обычно играют мужчины, не имеющие сексуальных намерений. Иногда это не старые люди, вполне удовлетворенные своим браком, но чаще всего это пожилые мужчины, бл

Частичный анализ
Цель: взаимное восхищение. Роли: Поэт, Восхищенный объект поклонения. Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взр

Quot;Рад помочь вам".
Тезис. Уайт постоянно оказывает помощь другим людям, имея какой-то скрытый мотив. Может быть, он искупает прошлые грехи, прикрывает теперешние дурные поступки или завязывает др

Quot;Местный мудрец".
Тезис. Это скорее не игра, а сценарий, но с элементами игры. Образованный и умудренный жизнью человек, помимо собственной профессии, приобретает знания в самых разных областях.

Quot;Они будут счастливы, что знали меня".
Тезис. Эта игра — более достойная разновидность игры "Я им покажу". Последняя имеет два варианта. В деструктивном варианте Уайт намеревается "показать им" п

Значение игр.
1. Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом — у его родителей и у родителей его родителей, так и в буд

Игроки.
Наши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с са

Иллюстрация.
Рассмотрим следующий диалог между пациенткой (П) и врачом- психотерапевтом (В): П. Я начала новую жизнь — теперь буду всегда приходить вовремя. В. Попробую не подвести вас.

Независимость.
Ощущение независимости достигается, как мы считаем, высвобождением или пробуждением трех способностей: "включенности в настоящее", "спонтанности" и "близости".

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги