рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Игры, в которые играют люди.

Игры, в которые играют люди. - раздел Психология, Эрик Берн. ...

Эрик Берн.

Игры, в которые играют люди.

(Психология человеческих взаимоотношений)

Оглавление

От автора. 2

Введение. 3

Процесс общения. 3

Структурирование времени. 4

Часть 1. Анализ игр. 6

Структурный анализ. 6

Трансакционный анализ. 8

Процедуры и ритуалы. 12

Времяпрепровождения. 14

Игры. 17

1. Определение. 17

2. Типичная игра. 18

3. Генезис игр. 22

4. Функции игры. 23

5. Классификация игр. 24

Часть 2. Тезаурус игр. 25

Введение. 25

Обозначения. 25

Разговорные фразы и выражения. 26

Игры на всю жизнь. 26

1. "Алкоголик". 26

2. "Должник". 30

3. "Бейте меня". 31

4. "Ну что, попался, негодяй!" (НУПН). 32

5. "Посмотри, что я из-за тебя сделал" (ПЧЯТС). 33

Супружеские игры. 34

1. "Тупик". 35

2. "Судебное разбирательство". 36

3. "Фригидная женщина". 37

4. "Загнанная домохозяйка". 39

5. "Если бы не ты" (ЕНТ). 40

6. "Видишь, как я старался". 41

7. "Дорогая". 42

Игры в компаниях. 43

1. "Подумайте, какой ужас!". 43

2. "Изъян". 44

3. "Гость-растяпа". 45

4. "Почему бы вам не... — Да, но" (ПБВДН). 45

Сексуальные игры. 49

1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП). 49

2. Извращение. 50

3. "Динамо". 50

4. "Чулок". 51

5. "Скандал". 52

Игры преступного мира. 53

1. "Полицейские и Воры" (ПиВ). 53

2. "Как отсюда выбраться?". 55

3. "Давай надуем Джо" (ДНД). 56

Игры на приеме у психотерапевта. 56

1. "Оранжерея". 57

2. "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ). 57

3. "Неимущий". 60

4. "Крестьянка". 61

5. "Психиатрия". 63

6. "Дурачок". 64

7. "Калека". 65

Хорошие игры. 67

1. "Трудовой отпуск". 67

2. "Кавалер". 67

3. "Рад помочь вам". 68

4. "Местный мудрец". 69

5. "Они будут счастливы, что знали меня". 69

Часть 3. За пределами игр. 69

Значение игр. 69

Игроки. 70

Иллюстрация. 71

Независимость. 72

(Eric Berne. Games People Play. The Psychology of Human Relationships)

От автора.

На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы… Необходимо сделать несколько замечаний о стиле изложения материала. Из…

Введение.

Процесс общения.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно,… Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной… Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим…

Структурирование времени.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот… Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что… Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной…

Часть 1. Анализ игр.

Структурный анализ.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый… Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени… На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим выводам. Высказывание "Это ваш Родитель"…

Трансакционный анализ.

Цель простого трансакционного анализа — выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека… Обе вышеописанные трансакции мы называем дополнительными. Иными словами, при…  

Процедуры и ритуалы.

Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы. Некоторые из них универсальны, другие носят локальный характер, однако… Мы считаем, что статическая действительность включает все возможные сочетания… Динамическая действительность содержит потенциальные возможности взаимодействия всех энергетических систем во…

Времяпрепровождения.

Однако если принимать за единицу общения трансакцию, можно выделить из всех относящихся сюда ситуаций некоторую сущность, которую мы и назвали… Времяпрепровождения, как правило, составляют основное содержание, например,… Компания гостей, приглашенных на коктейль, подчас представляет собой своего рода выставку разнообразных способов…

Игры.

Определение.

Нам необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального действия, а именно с операцией. Операцией мы называем простую трансакцию… Например, в игре "Страхование", о чем бы страховой агент ни вел… Однако предметом нашего исследования являются бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди. Не отдавая…

Типичная игра.

...Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того… Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных, пролило свет… Однако вопреки ее жалобам выяснилось, что на самом деле муж оказывал ей большую услугу, запрещая делать то, чего она…

Генезис игр.

Добросовестные родители уделяют большое внимание обучению детей процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, принятым в их кругу. В последующие годы… В современной психиатрической литературе были сделаны попытки подойти к этим… Поскольку мы не располагаем большим числом хорошо обученных детских психологов и психотерапевтов, одновременно…

Функции игры.

Существенная особенность игры — это ее кульминация, выигрыш. Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию,… Например, в игре "Гость-растяпа" (неуклюжая выходка, а потом… То же самое можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы бы ни были психологические корни пьянства (если…

Классификация игр.

Мы уже упоминали выше, что большинство переменных, исходя из которых мы анализируем игры и времяпрепровождения, могут служить основой для их систематической классификации. Некоторые более очевидные типы классификации базируются на следующих факторах[15]:

1. Число игроков: игры для двоих участников ("Фригидная женщина"), для троих участников ("А ну-ка, подеритесь"), для пятерых участников ("Алкоголик"), для многих игроков ("Почему бы вам не... — Да, но").

2. Используемый материал: слова ("Психиатрия"), деньги ("Должник"), части тела ("Мне необходима операция").

3. Клинические типы: истерический ("Динамо"), с синдромом навязчивости ("Гость-растяпа"), паранойяльный ("Ну почему такое случается именно со мной?"), депрессивный ("Опять я за старое!").

4. Психодинамические характеристики: контрфобические ("Если бы не ты"), проецирующие ("Родительский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").

5. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не ты"), садистские ("Гость-растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина").

Кроме классификации по числу участников, можно рассмотреть еще три количественные характеристики.

1. Гибкость. В некоторые игры (например, "Должник" или "Мне необходима операция") можно играть, используя только один материал; другие игры в этом смысле более гибки.

2. Цепкость. Одни люди легко отказываются от своих игр, другие более упорны.

3. Интенсивность. Одни люди играют с прохладцей, другие — более напряженно и агрессивно. Соответственно игры называются легкими и серьезными.

В зависимости от трех последних характеристик игры подразделяются на тихие и буйные. У психически неуравновешенных людей игры могут иметь несколько стадий. Параноидный шизофреник на первой стадии может начать с гибкой, легкой разновидности "Подумайте, какой ужас!" (причем будет готов бросить ее в любую минуту) и постепенно дойти на третьей стадии до жесткой и цепкой игры в полную силу. Различаются следующие степени игры: а) игра первой степени — социально приемлемая в данном кругу; б) игра второй степени — такая игра не грозит непоправимым ущербом, однако игроки предпочитают скрывать ее от посторонних; в) игра третьей степени ведется до последней "точки" и может закончиться в операционной, в зале суда или в морге.

Кроме того, игры можно классифицировать на основе ряда других факторов (мы перечисляли их при анализе ЕНТ): цели игры, роли, наиболее очевидные "вознаграждения". Мы пользуемся классификацией на основе только социологических факторов. Именно на нее мы и будем опираться в последующих разделах.

Часть 2. Тезаурус[16] игр.

Введение.

Мы предлагаем читателю коллекцию игр, которая продолжает пополняться. Иногда, тщательно изучив какой-то конкретный пример, который показался вариантом уже известной игры, мы приходим к выводу, что это совсем новая игра. Иногда, напротив, игра, показавшаяся нам новой, оказывается лишь вариантом старой. По мере накопления информации мы вносим изменения и в методы анализа.

Некоторые игры обсуждаются и подробно анализируются. Другие, менее распространенные или требующие дальнейшего изучения, мы лишь упоминаем. Водящий обычно называется Уайт, а его партнер — Блэк[17].

Игры разбиты на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще всего встречаются, например "Игры на всю жизнь", "Супружеские игры", "Игры в компаниях, на вечеринках", "Сексуальные игры" и "Игры преступного мира". Затем следует раздел специально для профессионалов: "Игры на приеме у психотерапевта" — и, наконец, несколько "Хороших игр".

Обозначения.

Название. Если игра имеет длинное название, мы будем употреблять его аббревиатуру. При устном обсуждении лучше использовать полное название игры. … Тезис. Мы пытаемся сформулировать его как можно более убедительно. Цель. Автор пытается, исходя из своего опыта, сделать наиболее значимый и осмысленный выбор из возможных целей.

Разговорные фразы и выражения.

В академических целях можно излагать психологические истины научным языком, но эффективное распознавание эмоционального заряда конкретной ситуации…

Игры на всю жизнь.

Quot;Алкоголик".

В полностью развернутом виде эта игра предполагает пять участников, но некоторые роли могут быть совмещены, так что игра может начаться и… Четвертая роль — Простак. В литературе эта роль обычно принадлежит хозяину… Иногда Простак перерастает в другую роль — не самую существенную, но вполне соответствующую ситуации — Подстрекателя,…

Анализ

Тезис: "Ну и гадок же я был! Посмотрим, сможете ли вы меня остановить".

Цель: самобичевание.

Роли: Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Иллюстрации: "Посмотрим, поймаешь ли ты меня". Прототипы этой игры обнаружить довольно трудно из-за ее сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто проделывают маневры, типичные для Алкоголиков. Играя в "Посмотрим, поймаешь ли ты меня", дети лгут, прячут вещи, напрашиваются на порочащие их замечания или ищут людей, готовых им помочь. Они находят, например, благожелательного соседа, который раздает подачки, и т. д. Самобичевание при этом как бы откладывается на более поздний возраст.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый: "Скажите мне, что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить"; Взрослый: "Буду с вами откровенен".

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить"; Родитель: "Ты должен бросить пить, потому что..."

Ходы: 1) провокация — обвинение или прощение; 2) потворство своим желаниям — гнев или разочарование.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — а) выпивка как процедура — бунт, утешение, удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра — самобичевание;

2) внешнее психологическое — избегание сексуальной и других форм близости;

3) внутреннее социальное — "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить";

4) внешнее социальное — времяпрепровождения "На следующее утро", "Коктейль" и т. д.;

5) биологическое — попеременный обмен выражениями любви и гнева;

6) экзистенциальное — "Все меня хотят обидеть".

Quot;Должник".

В США, в наиболее цивилизованных районах, господствует, по существу, такой же обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным покупается дом.… Таким образом, и африканский юноша с болтающимся в ухе амулетом на счастье, и… Пока я пишу эти строки, на подоконник вползает мокрица. Если перевернуть ее на спинку, она приложит отчаянные усилия,…

Quot;Бейте меня".

Если люди из непосредственного окружения Уайта его не "бьют" из-за своей доброты, возможно, из-за установки "Я только пытаюсь помочь… Соответствующая игра, распространенная среди женщин, называется… Интересный вариант этой же игры можно наблюдать у хорошо приспособленных к жизни людей, которым постоянно сопутствует…

Quot;Ну что, попался, негодяй!" (НУПН).

...Уайту нужно было установить в своем доме водопроводное оборудование. Прежде чем дать водопроводчику "добро", он тщательно обсудил с ним… Довольно скоро стало ясно, что и Уайт, и водопроводчик играли в какие- то… Игра НУПН рассчитана на двух игроков, и ее следует отличать от игры "Подумайте, какой ужас!" (ПКУ), в…

Анализ

Тезис: "Ну что, попался, негодяй!"

Цель: оправдание.

Роли: Жертва, Агрессор.

Иллюстрации: 1) "На этот раз я тебя поймал"; 2) ревнивый муж.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый: "Посмотрите, вы поступили неправильно"; Взрослый: "Сейчас, когда вы мне на это указали, я и сам это вижу".

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок; Родитель: "Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь"; Ребенок: "На этот раз ты меня поймал"; Родитель: "Да, и ты почувствуешь всю силу моей ярости".

Ходы: 1) провокация — обвинение; 2) защита — обвинение; 3) защита — наказание.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — оправдание ярости; 2) внешнее психологическое — помогает избежать осознания собственных недостатков; 3) внутреннее социальное — НУПН; 4) внешнее социальное — они всегда готовы воспользоваться твоей глупостью; 5) биологическое — обмен воинственными трансакциями, обычно между лицами одного пола; 6) экзистенциальное — никому нельзя доверять.

Quot;Посмотри, что я из-за тебя сделал" (ПЧЯТС).

1. ПЧЯТС первой степени. Уайт не желает ни с кем общаться, занимаясь какой-то работой, которая поглощает его целиком и изолирует от других людей.… 2. ПЧЯТС второй степени. Когда игра ПЧЯТС является не просто защитным… Профессиональный игрок, который пытается облегчить бремя психологических нагрузок с помощью ПЧЯТС, будет играть в нее…

Супружеские игры.

Quot;Тупик".

1. Миссис Уайт предлагает мужу сходить в кино. Мистер Уайт соглашается. 2. Первый вариант. Миссис Уайт, собираясь в кино, "ненамеренно"… Второй вариант. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор в таком тоне, что миссис Уайт становится трудно удержаться от…

Quot;Судебное разбирательство".

Игра может включать любое число участников, но в основном она предусматривает участие трех игроков: Истца, Ответчика и Судьи. Роли распределяются… Антитезис. Психотерапевт говорит мужу: "Вы совершенно правы". Если… После того как собран материал, достаточный для того, чтобы прояснить характер игры, она может быть прекращена одним…

Анализ

Тезис: "Они должны признать, что я прав".

Цель: самоутверждение.

Роли: Истец, Ответчик, Судья (или Присяжные).

Иллюстрации: 1) дети ссорятся, родители вмешиваются; 2) супруги просят "помощи".

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый: "Вот что она мне устроила", Взрослый: "Истинные факты таковы".

Психологическая парадигма: Ребенок — Родитель; Ребенок: "Скажи, что я прав"; Родитель "Вот кто прав" или: "Вы оба правы".

Ходы: 1) оглашается жалоба — оглашается оправдание; 2) истец выдвигает опровержение, идет на уступки или делает шаг, демонстрирующий его доброжелательное отношение; 3) решение Судьи или инструкции Присяжным; 4) оглашается окончательное решение.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — проекция чувства вины; 2) внешнее психологическое — освобождение от чувства вины; 3) внутреннее социальное — "Дорогая", "Более того", "Скандал" и другие игры; 4) внешнее социальное — "Судебное разбирательство"; 5) биологическое — "поглаживание" от судьи и присяжных; 6) экзистенциальное — депрессивная позиция: "Я всегда не прав".

Quot;Фригидная женщина".

...Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: "Все… Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые мужчины… В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины разного возраста, в результате чего они получают…

Анализ

Тезис: "Ну что, попался, негодяй!"

Цель: оправдание.

Роли: Хорошая жена, Нечуткий муж.

Иллюстрации: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный"; 2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.

Социальная парадигма: Родитель — Ребенок; Родитель: "Я тебе разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".

Психологическая парадигма: Ребенок — Родитель; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".

Ходы: 1) обольщение — реакция на него; 2) отталкивание — смирение; 3) провокация — реакция на нее; 4) отталкивание — скандал.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — освобождение от чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое — избегает пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное — "Скандал"; 4) внешнее социальное — "Как поступать с нечистоплотными мальчиками (мужьями)?"; 5) биологическое — подавленные сексуальные взаимоотношения и обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное — "Я чиста".

Quot;Загнанная домохозяйка".

Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы, если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее… Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее собственный… Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все дела, которые попадаются под руку, и даже сама как бы…

Quot;Если бы не ты" (ЕНТ).

Игра вкратце сводится к следующему: женщина выходит замуж за авторитарного человека, который будет ограничивать ее активность и тем самым оберегать…

Quot;Видишь, как я старался".

Антитезис. Психотерапевту советуем принять обоих супругов вместе. Если кто-то из них, например муж, явно играет в эту игру, то с другим супругом… Наиболее часто встречающаяся форма игры "Видишь как я старался"… Игра "Видишь, как я старался" иногда принимает зловещий вид. Проиллюстрируем это на примере заваленного…

Анализ

Тезис: "Никто не может мной помыкать".

Цель: оправдание.

Роли: Надежный человек, Преследователь, Авторитетное лицо.

Иллюстрации: 1) одевающийся ребенок; 2) супруг, стремящийся к разводу.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый. Взрослый: "Пора (одеваться), (идти к психиатру)". Взрослый: "Хорошо, попробую".

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок. Родитель: "Я тебя заставлю (одеться, сходить к психиатру)"; Ребенок: "Видишь, ничего не выходит".

Ходы: 1) предложение — сопротивление; 2) давление — уступка; 3) одобрение — неудача.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — освобождение от чувства вины за агрессию; 2) внешнее психологическое — избегает ответственности за семью; 3) внутреннее социальное — "Видишь, как я старался"; 4) внешнее социальное — обмен враждебными трансакциями; 6) экзистенциальное — "Я беспомощен (ни в чем не виноват)".

Quot;Дорогая".

Игра "Дорогая" наряду с игрой "Судебное разбирательство" наиболее часто встречается в супружеских психотерапевтических группах.… В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы… Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет…

Игры в компаниях.

В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для повседневной ситуации группового общения: "Подумайте, какой ужас!", "Изъян",…

Quot;Подумайте, какой ужас!".

1. Времяпрепровождение. "Нынешние" представляет собой компанию Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и… Времяпрепровождение "Нынешние" отличается от обычных сплетен… 2. "Рана" принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых времяпрепровождении. Девиз: "Какая…

Quot;Изъян".

В своей тягчайшей форме "Изъян" может стать политической игрой, проводимой авторитарной личностью с тоталитарных позиций. В этом случае… Исходные предпосылки "Изъяна" могут варьировать от мелких и… Интересно отметить, что выбор Уайтом исходной посылки не зависит ни от его интеллекта, ни от кругозора. Так, некий…

Quot;Гость-растяпа".

1. Уайт опрокидывает коктейль на вечерний туалет хозяйки. Блэк (хозяин) сначала приходит в ярость, но чувствует (часто лишь смутно): если он… 2. Уайт говорит: "Извините, пожалуйста". Блэк нехотя или поспешно… 3. Уайт продолжает наносить дальнейший ущерб Блэку. Он как бы ненароком разбивает и ломает вещи, проливает вино и…

Анализ

Тезис: "Я могу безобразничать, и все же получать прощение".

Цель: получение прощения.

Роли: Агрессор, Жертва.

Иллюстрации: 1) дети с разрушительными наклонностями, любители устраивать беспорядок; 2) неуклюжий гость.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый: "Я веду себя вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым"; Взрослый: "Все в порядке. Я вас прощаю".

Психологическая парадигма: Ребенок — Родитель; Ребенок: "Тебе придется простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно"; Родитель: "Ты прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести".

Ходы: 1) провокация — возмущение; 2) извинение — прощение.

Вознаграждения: 1) внутреннее психологическое — удовольствие от манеры устраивать беспорядок; 2) внешнее психологическое — избегает наказания; 3) внутреннее социальное — "Гость-растяпа"; 4) внешнее социальное — "Гость-растяпа"; 5) биологическое — провокационные и ласковые "поглаживания"; 6) экзистенциональное — "Я ни в чем не виноват".

Quot;Почему бы вам не... — Да, но" (ПБВДН).

Тезис. Игра "Почему бы вам не ... — Да, но", занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные характеристики игры видны из следующего примера.

Уайт (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.

Блэк: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

Уайт: Да, но у него нет времени.

Блю (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?

Уайт: Да, но он не умеет ими пользоваться.

Ред: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

Уайт: Да, но это слишком дорого.

Браун: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?

Уайт: Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем роде: "Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера".

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: "Почему бы вам не..." Каждому решению Уайт противопоставляет очередное "Да, но". Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин переключилась на игру "Родительский комитет" типа "Непутевый муж".

Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков отвергаются, совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые цели. Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на свой вопрос (то есть игра не состоит в поиске Взрослым информации или решения проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему состоянию Ребенка и доставить ему удовольствие. Дословная запись диалога может создать впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) предстает в этой игре Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время как остальные участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим опытом ради ее блага.

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к Ребенку ("Почему бы вам не ...") вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю ("Да, но"). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со Взрослого на "несправляющегося" Ребенка — в случае миссис Уайт — и со Взрослого на "мудрого" Родителя — у других участников). Чтобы лучше понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

 

┌─────────┐Психологичес.┌─────────┐

│ │ ┌───Ст───────── │

│ P │ │ │ P │

│ │ │ ┌───> │

├─────────┤ │ │ ├─────────┤

│ <═══════Ст═════════ │

│ B │ │Социальн.│ │ B │

│ ════════Рк════════> │

├─────────┤ │ │ ├─────────┤

│ <───┘ │ │ │

│ Pe │ │ │ Pe │

│ ────────Рк────┘ │ │

└─────────┘ └─────────┘

Уайт Другие

"Да, но..." "Почему бы вам не..."

 

Схема 8. "Почему бы вам не... — Да, но".

Психотерапевт: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в голову?

Уайт (супруга): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее "несправляющийся" Ребенок уступит, если у кого-то из присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН другая игра — "Дурочка".

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно, цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы отвергнуть их.

При соответствующих обстоятельствах эту игру может играть едва ли не каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой- то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре "Алкоголика.)

Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН, чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель — показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом, становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем пример.

Психотерапевт: Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это простой обман?

Миссис Уайт: В любом разговоре я все время должна придумывать, о чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

Психотерапевт: Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы "выскочить" и заставить вас смутиться?

Миссис Уайт: Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем, я не боюсь почувствовать замешательство.

Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для функционирования Взрослого. Однако для поддержания ее интереса игра должна иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и внешние "вознаграждения". С одинаковым жаром она играет роль хитрого Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН — не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается успеха. Девиз игры: "Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха".

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза) которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для миссис Уайт это означает победу, ибо она продемонстрировала всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

В нашем примере Грин не дала Уайт насладиться триумфом, так как хотела поскорее начать собственную игру. Позже в этом сеансе у миссис Уайт проскользнула неприязнь к миссис Грин за то, что та лишила ее нескольких минут торжества.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, Ребенок- Уайт в игре со многими участниками берет на себя роль Беспомощного существа, нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте это более интимная игра для двоих участников, и Уайт играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли Родителя, источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль беспомощного Ребенка, и только после медового месяца начинает проявлять себя ее любящий покомандовать Родитель. Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться "по уважительным причинам", а Уайт, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.

Антитезис. Очевидно, люди, подхватывающие игру миссис Уайт, когда она, делая первый ход, излагает свою "проблему", играют в один из вариантов игры "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ). Фактически ПБВДН — это игра, обратная ЯППВ. В последней участвуют один психотерапевт и много пациентов, в первой — один пациент и много "психотерапевтов". Следовательно, антитезис ПБВДН состоит в том, чтобы не играть в ЯППВ. Если первый ход выглядит следующим образом: "Что бы вы стали делать в случае ...?" — мы предлагаем отвечать: "Это действительно трудная проблема. А вы что собираетесь делать в этой связи?" Если игра начинается словами: "Мне не удалось то-то и то- то", — ответ должен быть: "Как жаль". Оба предложенных ответа достаточно вежливы, чтобы привести Водящего в растерянность или по крайней мере вызвать пересекающиеся трансакции, так что его фрустрация становится очевидной и, значит, может стать предметом анализа.

В психотерапевтической группе для людей, склонных к ЯППВ, хорошей практикой будет отказ от приглашения принять в ней участие. В этом случае антитезис ПБВДН, который в некоторой степени является также и антитезисом ЯППВ, будет полезен не только для Водящего, но и для остальных членов группы.

В нормальной ситуации человеческого общения нет никаких причин отказываться от участия в этой игре, если она ведется в дружеской и безобидной форме. Если же она представляет собой попытку использовать профессиональные знания, то может потребоваться антитезисный ход. Но в подобных ситуациях это может стать источником обиды, поскольку Ребенок миссис Уайт вдруг оказывается у всех на виду. При этих обстоятельствах лучше выйти из игры после первого хода и поискать более вдохновляющую игру, например "Динамо" первой степени.

Родственные игры. Игру "Почему бы вам не ... — Да, но" следует отличать от ее противоположности "А почему же вы не ... — Нет, но...", в которой выигрывает Родитель, а обороняющийся Ребенок в конце концов в замешательстве отступает, хотя и здесь точное воспроизведение диалога может показаться разумным разговором двух Взрослых, обсуждающих реальную ситуацию.

Вывернутая как бы наизнанку ПБВДН на первый взгляд напоминает игру "Крестьянка". В этом варианте миссис Уайт склоняет психотерапевта дать ей рекомендации, которые она не отклоняет, а, напротив, тут же принимает. Только после того, как психотерапевт уже совсем завяз в игре, он начинает замечать, что она его переиграла. То, что вначале казалось игрой "Крестьянка", оборачивается интеллектуальным вариантом "Динамо".

Игра ПБВДН может принимать форму "Сделай же со мной что-нибудь". Например, женщина не желает выполнять какую бы то ни было домашнюю работу, поэтому каждый вечер, когда муж возвращается с работы, у них начинается игра ПБВДН. Независимо от того, что говорит муж, жена ведет себя угрюмо и не стремится изменить свое поведение. В некоторых случаях ее мрачность может оказаться следствием болезни, что требует тщательного психотерапевтического анализа. Но и в этом случае игровой аспект не следует сбрасывать со счетов, поскольку он заостряет внимание на вопросах, почему муж выбрал именно такую супругу и каков его "вклад" в эту ситуацию.

Анализ

Тезис: "Посмотрим, способен ли ты предложить решение, к которому я не могу придраться".

Цель: обретение уверенности.

Роли: беспомощный человек, советчики.

Иллюстрации: 1) "Да, но я не могу сейчас делать домашнюю работу потому что..."; 2) беспомощная жена.

Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый: "Что бы вы стали делать в случае ...?"; Взрослый: "Почему бы вам не ..."; Взрослый: "Да, но..."

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок; Родитель: "Я могу заставить тебя почувствовать благодарность за мою помощь"; Ребенок: "Ну, давай, попробуй".

Ходы: 1) проблема — решение; 2) возражение — решение; 3) возражение — замешательство.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — обретение уверенности; 2) внешнее психологическое — избегает капитуляции; 3) внутреннее социальное — ПБВДН, роль Родителя; 4) внешнее социальное — ПБВДН, роль Ребенка; 5) биологическое — разумное обсуждение; 6) экзистенциальное — "Все хотят мной командовать".

Сексуальные игры.

В этот раздел включены следующие игры: "А ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Динамо", "Чулок" и…

Quot;А ну-ка, подеритесь" (АНКП).

1. Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает двух симпатизирующих ей мужчин, давая понять или даже пообещав, что будет… 2. Ритуал, исход которою скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться за… 3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая состязание между двумя соперниками, чаще всего…

Извращение.

Люди, страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости в… Антитезис. Он состоит в том, чтобы распространить принципы обычной вежливости… В некоторых странах игра, связанная с гомосексуализмом, детально разработана до такой степени, что представляет собой…

Quot;Динамо".

1. "Динамо" или "Катись отсюда" первой степени популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт)… 2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" второй степени… 3. "Динамо" третьей степени — это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда,…

Quot;Чулок".

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст, часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда они… Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением… Антитезис. Характерной чертой женщин этого типа является не только плохая адаптация, но и неприятие антитезисного…

Quot;Скандал".

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения… В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать… Антитезис. Для отца эта игра не столь неприятна, как ему хотелось бы думать. Обычно антитезисный ход делает дочь,…

Игры преступного мира.

В работе судов и исправительных учреждений все чаще стала участвовать так называемая "служба помощи", а криминалисты и чиновники, наблюдающие за соблюдением законов, стали более образованными. В связи с этим мы предлагаем всем заинтересованным лицам наш анализ некоторых игр, встречающихся в преступном мире (как в тюрьме, так и за ее пределами). К их числу мы отнесли:

"Полицейские и воры", "Как отсюда выбраться" и "Давай надуем Джо".

Quot;Полицейские и Воры" (ПиВ).

Как ни странно, но детским прототипом "Полицейских и воров" будет игра в прятки, где существенным элементом является огорчение по поводу… Поэтому прятки — это не просто времяпрепровождение, а настоящая игра. На… Преступники, по-видимому, делятся на два типа: те, кто видит в преступлении только материальную выгоду, и те, кого в…

Анализ

Тезис: "Посмотрим, сможешь ли ты поймать меня".

Цель: самоутверждение.

Роли: Вор, Полицейский (Судья).

Специальная парадигма: Родитель — Ребенок; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты поймать меня"; Родитель: "Это моя обязанность".

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок; Ребенок: "Ты должен поймать меня"; Родитель: "Вот ты где!"

Ходы: 1) А — вызов; Б — негодование; 2) А — скрывается; Б — безрезультатно его ищет; 3) А — провокация; Б — победа.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — материальная компенсация за старые обиды; 2) внешнее психологическое — уход от фобии; 3) внутреннее социальное — "Посмотрим, сможешь ли ты поймать меня". 4) внешнее социальное — "Мне почти удалось остаться безнаказанным" (времяпрепровождение: "Им почти удалось остаться безнаказанными"); 5) биологическое — скандальная известность; 6) экзистенциальное — "Мне всю жизнь не везло".

Quot;Как отсюда выбраться?".

Излюбленная игра заключенных — "Как отсюда выбраться" ("Хочу выйти"). В нее играют также и в психиатрических больницах. Следует… Антитезис. Бдительные администраторы умеют узнавать и "Хорошее… Родственные игры. Близкой по своей сути к игре "Хочу выйти" является операция "Вы должны меня…

Quot;Давай надуем Джо" (ДНД).

А в игре "Шантаж" Джо, как правило, входит в комнату именно тогда, когда ему должны были "наставить рога" И тогда Уайт,… Как ни странно, предполагается, что жертва (Уайт) знает правила ДНД и будет их… Следует отметить, что розыгрыш не является вариантом ДНД, поскольку при розыгрыше достается именно Джо. В игре ДНД,…

Игры на приеме у психотерапевта.

1. Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи: "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" и… 2. Игры, в которые играют люди с медицинским образованием, входящие в качестве… 3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: "Неимущий", "Крестьянка", "Дурачок" и…

Quot;Оранжерея".

Недавние выпускники медицинских факультетов, как правило, обладают преувеличенным почтением к тому, что они называют "подлинными… Психотерапевт, прервавший это обсуждение неуместным вопросом, может вызвать… Антитезис. Совершенно необходим для успешной психотерапии. Состоит в ироническом подходе к ситуации, которую мы…

Quot;Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ).

Работник службы помощи или терапевт (неважно, какой специализации) дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент сообщает, что… Если психотерапевт столкнется с игроком, не собирающимся отступать (например,… Не следует путать людей, оказывающих истинную помощь другим, с игроками в "Я всего лишь пытаюсь помочь вам"…

Анализ

Тезис: "Никто никогда не слушает моих советов".

Цель: избавление от чувства вины.

Роли: Помощник, Клиент.

Иллюстрации: 1) дети учатся, родитель вмешивается в этот процесс; 2) работник службы помощи и клиент.

Социальная парадигма: Родитель — Ребенок; Ребенок: "Что мне теперь делать?"; Родитель: "Делай вот что...".

Психологическая парадигма: Родитель — Ребенок; Родитель: "Видишь, насколько я компетентен"; Ребенок: "Я сделаю так, что ты почувствуешь себя некомпетентным".

Ходы: 1) запрашиваются указания — указания даются; 2) указания не соблюдаются или перепутаны — порицание; 3) демонстрация ошибочности указаний — неявное извинение.

"Вознаграждения": 1) внутреннее психологическое — мученичество; 2) внешнее психологическое — помогает не замечать собственной некомпетентности; 3) внутреннее социальное — "Родительский комитет" проецирующего типа; неблагодарность; 4) внешнее социальное — "Психиатрия" проецирующего типа; 5) биологическое — упреки от клиента, "поглаживание" от начальства; 6) экзистенциальное — "Все люди неблагодарные".

Quot;Неимущий".

"Это событие, должно быть, произошло в тот самый год, когда я искал работу, не имея ни малейшего намерения найти ее. Оно напомнило мне о том,… "Неимущий" — это одна из дополнительных игр к "Я всего лишь… Мисс Блэк работала в агентстве по улучшению благосостояния граждан. Цель агентства, за что оно и получало субсидию от…

Quot;Крестьянка".

Много лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню по пути к богатому и капризному пациенту. Он узнал крестьянку, которая кинулась… В социальной ситуации игра "Крестьянка" может приобрести как… В лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может и не быть таковым, но ему приходится иметь дело…

Quot;Психиатрия".

У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного рвения результаты лечения только улучшаются. Антитезис был лучше всего… С другой стороны, в "Психиатрию" чаще всего начинают играть… ...Некая пациентка у одного врача научилась игре "Психиатрия", у другого — игре "Душевное…

Quot;Дурачок".

Уайт может вести себя как клоун, но при этом не пытается показать, что он только дурачится. Он хочет, чтобы его поведение воспринимали всерьез как… Антитезис. Для мягкой формы игры весьма прост. Если Блэк откажется играть в… Говорить Уайту, что в действительности он вовсе не глуп, совершенно бесполезно. Он и в самом деле может соображать…

Quot;Калека".

Тезис игры — "Что вы хотите от калеки?" Действительно, что можно ждать от инвалида, который только и умеет управлять своим инвалидным… Наблюдения свидетельствуют: пока человек, обладающий настоящим, возможно,… Оба этих аспекта можно проиллюстрировать случаем с заикающимся клиентом мисс Блэк. Этот человек играл в классический…

Хорошие игры.

Quot;Трудовой отпуск".

Quot;Кавалер".

Встретив подходящую особу женского пола, Уайт пользуется каждой возможностью подчеркнуть ее превосходные качества, никогда при этом не нарушая… В игру "Кавалер" играют многие поэты. Они делают это ради внешнего… Европейцы, особенно англичане, со своей романтической поэзией, по- видимому, всегда были более искусными игроками в…

Частичный анализ

Роли: Поэт, Восхищенный объект поклонения. Социальная парадигма: Взрослый — Взрослый; Взрослый (мужчина): "Смотрите,… Психологическая парадигма: Ребенок (мужчина): "Смотрите, какие фразы я умею придумывать"; Ребенок (женщина):…

Quot;Рад помочь вам".

А некоторых филантропов больше волнует соперничество, чем человеколюбие: "Я дал больше денег (книг, произведений искусства), чем вы". И… Эта игра как способ использования людей составляет основу многих…

Quot;Местный мудрец".

Quot;Они будут счастливы, что знали меня".

В игре "Они будут счастливы, что знали меня" Уайт работает не против своих бывших товарищей, а в их интересах. Он хочет показать:…

Часть 3. За пределами игр.

Значение игр.

2. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. Различные культуры и социальные… 3. Промежуток между времяпрепровождениями и истинной близостью как бы прослоен… 4. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. Поэтому в…

Игроки.

Брюзга — это человек, чаще всего обиженный на свою мать. При внимательном исследовании выясняется, что он обижен на нее с раннего детства. Наверное,… С Брюзгой женского пола ситуация обычно такая же, если она злится на своего… Думаю, в каждом из нас есть частица от игрока Ничтожества. Поэтому цель анализа — свести эту игру до минимума.…

Иллюстрация.

П. Я начала новую жизнь — теперь буду всегда приходить вовремя. В. Попробую не подвести вас. П. А мне все равно, что вы будете делать. Я собираюсь начать ради себя самой. Угадайте, что я получила по истории.

Независимость.

"Включенность в настоящее" означает умение видеть что-то определенное или слышать, например, как поют птицы, причем делать это так, как… ...Маленький мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение. Вдруг… Обретение способности вновь видеть и слышать непосредственно мы называем "включенностью в настоящее". По…

– Конец работы –

Используемые теги: игры, которые, Играют, люди0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Игры, в которые играют люди.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Люди, которые смеются, и люди, над которыми смеются
Между тем комизм определяется не тем и не другим в отдельности, а воздействием объективных данных на человека. О важности психологического фактора не раз писалось в эстетиках. Конечно,… В мире должно быть место юмору, поэтому надо понять его механизм и функции, но не забывая при этом, что серьезным…

Люди, которые играют в игры.
На сайте allrefs.net читайте: "Люди, которые играют в игры."

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры
Конец формы... Эрик Берн Люди которые играют в игры...

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди Психология человеческих взаимоотношений
Конец формы... Эрик Берн Игры в которые играют люди Психология человеческих...

ДОКЛАД по дисциплине Теория игр и исследование операций На тему: Теория игр, графический метод в теории игр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ... ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙИ УПРАВЛЕНИЯ...

Фишер Марк. ГЛАВА 1, в которой молодой человек приходит за советом к богатому родственнику ЖИЛ да был однажды талантливый молодой человек, которому ужасно
В ТОТ ЖЕ день наш герой отправился в городок где проживал Моментальный Миллионер Интересно думал он в дороге согласится ли миллионер принять... ГЛАВА в которой молодой человек учится рисковать и пользоваться... Ну вот а теперь скажите сколько вы хотели бы заплатить за секрет богатства Вопрос Моментального Миллионера застал...

Игра, игровое поведение
Игра обладает своеобразной силой внушения, которая затрагивает с удивительной глубиной не только самого хомо луденс , человека играющего , но и тех,… Игра - это не порождение скоропреходящей моды, не модная вещь, которую можно… Исходя из вездесущности игры и игрового поведения, в дальнейшем мы должны очертить связанный с ней круг проблем и…

Игра как фактор социализации личности (психологический аспект). Философия игры
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо… Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью… Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание…

Поэтому, когда, допустим, больше хороших людей, и обстановка более хорошая. Когда больше плохих людей, то и обстановка более негативная
Задали вопрос Просчитываем Звезды и Земли а что дает каждая Земля Звезда в...

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества
РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам