ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Новосибирск 2001

 

Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высокого уровня объясняется его освоением. В исследовании уделяется внимание влиянию творчества на развитие отношений личности, образу жизни, создающему благоприятные условия для творчества, анализируются черты творческой личности, рассматриваются проблемы взаимоотношений творческой личности с окружающими. Основные темы обсуждаются с привлечением результатов опросов студентов университета, слушателей ИППК. учащихся специализированной школы. Из проделанной работы следуют выводы, касающиеся психологии в целом, выводы о путях профилактики некоторых нарушений поведения.

Книга предназначена для психологов, преподавателей психологии, для лиц, получающих психологическое образование и повышающих квалификацию психолога, а также для студентов различных факультетов вузов, интересующихся психологией, для учащихся специализированных школ.

Рецензент

доктор психологических наук, профессор В. Г. Леонтьев

Редакционная коллегия

Молетотов И. А., д-р ист. наук (отв. редактор), Ершова М. Я., канд. экон. наук, Олех Л. Г., д-р филос. наук, Казаков Е. Э., д-р ист. наук, Акулинин В. Н., канд. филос. наук, Беккер М. Н. (отв. секретарь)

© Новосибирский государственный университет, 2001 ©А. Л. Галин, 2001

Оглавление

Введение .............—..—.............•....—...............................—....—.......—....5

Глава 1. Процесс творчества............................................................... 6

Десять стадий творчества................................................................ 9

Перевоплощения.............................................................................. 18

Творческая личность..................................................................... 21

Сокращения процесса творчества................................................ 21

Глава 2. Развитие мышления и личности по восходящей..................................................................................... 22

S-образные кривые развития....................................................... 22

Выход на плато ................................................................................ 27

Общее, особенное и единичное ....„..........„....„..........—...............39

Начальные проявления творчества............................................. 40

Признаки развитого творчества.................................................... 45

Глава 3. Психология стадий творчества......................................... 47

Кристаллизация представлений в подсознании ......................47

Состояние Свободы........................................................................ 52

Грезы.................................................................................................. 60

Постижение нового.......................................................................... 64

Состояние после получения творческого решения.................. 68

Глава 4. Влияние творчества на развитие

отношений личности........................................................................... 76

Отношение к возникновению вдохновения............................„„76

Отношение к объекту познания и к самонаблюдению............. 80

Общение и уединение...................................................................... 82

Оценка и самооценка....................................................................... 84

Отношение к достигнутому ...„.„...........„.......„..„..........„..„„...„.„ 86

Отношение к изложению представлений: полнота или краткость ...........................................................................................88

Широта применения творческих подходов................................ 90

Равновесие является процессом уравновешивания................ 91

Трудности синтеза в отношениях................................„......„.„„.. 93

Распределение изучаемых отношений........................................ 96

Глава 5. Творчество и образ жизни ............................................... 104

Регулирование соотношения сигнальных систем .................. 120

Свободное самовыражение.................................................„.122

Полноценные уединения.............................................................. 125

Глава 6. Психологические черты

творческой личности ........................................................................129

 

Верность самому себе...................................................................129

Избавление от психологических травм .....................................131

Относительное повышение интеллекта.....................................133

Освобождение от тщеславия и демократичность ...................134

Развитие способностей общения ................................................137

Высший уровень отношений мужчин и женщин.......................139

Сбалансированные отношения и здоровье..............................141

Обозначения синтеза противоположностей в отношениях личности..................................................... :......................„............. 158

Глава 7. Некоторые проблемы взаимоотношений творческой

личности с окружающими ...............................................................162

Предубеждения против творчества............................................162

Неправильное восприятие состояния Свободы......................164

Резкое выведение из состояния Грез.........................................168

Ошибки восприятия состояния Радости....................................184

Расхождения по балансу сигнальных систем ..........................188

Развитие творческого поведения и изменения взаимоотношений с окружающими...........................................195

Глава 8. Выводы из психологии творчества................................202

Суицидальный риск и его избегание..........................................202

Одна из сторон действия алкоголя на психику человека и профилактика алкоголизма..........................................................203

Изложение психологических знаний, делающее мышление читателя более гармоничным ......................................................208

Исследования и обучающие опросы..........................................223

Список литературы............................................................................228

Введение

В название книги вынесены слова о творческом поведении. Одно из определений этого поведения дано М. М. Пришвиным (1985, с. 352). Он пишет о провале своего рассказа в литературном институте (в 1950 г., в возрасте 77 лет) и замечает следующее:

^Материалы мои были хорошо собраны, правильно расположены, но не хватало им момента творческой кристаллизации, когда каждое слово становится на свое место само собою. Творческое поведение, по-видимому, потому и поведение, что направлено к этой одной цели самодействующей кристаллизации».

Можно обратить внимание на соединение противоположностей в данном определении: поведение направлено накристаллизацию, носамодействующую.

Казалось бы, если «самодействующая», зачем направлять на нее свое внимание? Само сложится, само проявится. И тем не менее одно поведение человека помогает этому скрытому от глаз <<самодвижению» представлений, другое - мешает.

Еще одно определение: «Далеко позади себя я оставил гордые попытки управлять своим творчеством, как механизмом. Но я хорошо изучил, при каких условиях мне удаются прочные вещи:

только при условии цельности своей личности.

И вот это узнавание и оберегание условий бытия цельной личности стало моим поведением в отношении творчества». (Пришвин М. М., 1985, с. 382).

Приведенные определения творческого поведения даны «от субъекта», их можно дополнять: творчество направлено на преобразование чего-либо в мире, для продуктивной творческой работы необходим баланс внимания к объекту познания и субъективно-психологическим состояниям, связанным с творчеством.

Слово «поведение» психологам сразу же напоминает о бихевиористах (от английского behavior), но, думается, это слово (понятие) может использоваться и психологами других направлений, в него может вкладываться различное психологическое содержание.

В связи с определением творческого поведения можно было бы

 

использовать выражение «творческая деятельность», но наблюдения и исследования показывают, что творчество с учетом его спонтанности часто проявляется в том, что удобнее называть «стороной жизни», а не «деятельностью». Слово «поведение» может включать в себя и то и другое.

Для начала рассмотрим процесс творчества в его основных чертах.

Глава 1. Процесс творчества

Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности (Пономарев Я. А., 1976).

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. Психологическая сторона в них представлена «в эпизодах», скрывается за объективным содержанием, за полученными результатами или по меньшей мере маскируется ими.

При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.

Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения -слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

Систематическое использование одной стороны (из этих двух сторон характеристики изучаемых явлений) будет уводить от творчества, даже если в одностороннем описании все внимание будет уделяться творчеству.

Я. А. Пономарев (1987, с. 3) пишет: «Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, ггапов,

актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации».

Он анализирует работы Т. Рибо (1901), Б. А. Лезина (1907), П. К. Энгельмейера (1910), А. М. Блоха (1920), Ф. Ю. Левинсон-Лессинга (1923), Г. Уоллеса (1926) и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:

«Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска

новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей

идеи).

Третья фаза (переход бессознательного в сознание) -вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев Я. А., 1983,

с.З).

Указанные стадии выделяются в самых разнообразных ситуациях, в том числе - даже в психотерапевтическом процессе.

На семинаре по психосинтезу, проходившем в Киеве в 1989 г., Клер Боскин изобразила путь психотерапии следующим образом:

Рис. 1. Стадии психотерапии

В начале осуществляется знакомство с проблемой пациента (1). Далее он вовлекается в специальную работу и соприкасается с

подсознательным материалом, в том числе - с подавленными

чувствами (2).

 

Затем чувства привносятся в сознание, раскрывается их смысл и значение для личности (3).

В конце психотерапии новое привязывается к реальному поведению (4) (Боскин К, цит. по: Ассаджоли Р., 1994, с. 275). Это напоминает внедрение изобретения в жизнь.

Указанная схема в целом верна, но ее можно развить и детализировать.

Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге «От мечты к открытию» известный канадский врач и биолог Ганс Селье (1987). Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.

1. «Любовь ши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена». (Селье Г., 1987, с. 75).

2. «Оплодотворение». «Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...» (Там же, с.76).

3. «Созревание». «На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...» (Там же, с. 76).

4. «Родовые схватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка» (Там же, с. 78).

5. «Рождение». «Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением» (Там же, 79). Интересно личное признание Г. Селье:

«Иногда решение проблемы приходит, когда я в полном расслаблении занимаюсь составлением протоколов экспериментов или работаю с микроскопом за рабочим столом. Впрочем, самая нужная идея рождается порой совсем неожиданно и за пределами лаборатории: в театре, при чтении интересного романа или наслаждении музыкой» (Там же, с. 79).

Г. Селье также отмечает «ощущение полного счастья, радости и облегчения», которое, по его мнению, обычно наступает после интуитивного озарения (Там же, с. 80).

6. «Обследование». «Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента» (Там же, с. 81).

7. «Жизнь». «Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям» (Там же, с. 81).

Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным.