Высшее бессознательное

Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное.

Произвольная умственная деятельность в избранной области в какой-то момент вытесняется в подсознание, так же как пакет программ (аналогия с ЭВМ), позже может использоваться без непрерывного контроля сознания, сознанию остаются лишь заботы «ввода» информации в подсознание и «вывода» результатов работы подсознания в сознание. На фоне многочисленных повседневных забот это предполагает некоторую культуру обращения с собой.

Пример (А. Л. Галин. 1998, с. 11 - 13): школьница училась писать стихи, читала многих поэтов, «пробовала перо», мечтала о результатах, на фоне других дел уделяла этому внимание много лет, у нее получалось, она радовалась, читала свои стихи...

Самовыражение через стихи с определенного момента для нее стало естественным, стихосложение могло осуществляться автоматически: под влиянием чувств слова и строки рождались сами собой.

Если результаты работы подсознания игнорировались, возникал конфликт подсознания и сознания, она чувствовала себя плохо.

Л. С. Выготский (1987, с. 82) в свое время отмечал вклад психоанализа в рассмотрение искусства: «Эти ценности в общем сводятся к одному: к привлечению бессознательного, к расширению сферы исследования, к указанию на то, как бессознательное в искусстве становится социальным».

При этом он высказал ряд замечаний по поводу применения психоанализа к толкованию искусства.

По его мнению, психоанализ сможет принести реальную пользу психологии искусства, если применение теории, наряду с бессознательным, «станет учитывать и сознание не как чисто пассивный, но и как самостоятельно активный фактор, если оно сумеет разъяснить действие художественной формы, разглядевши в ней не только фасад, но и важнейший механизм искусства; если, наконец, отказавшись от пансексуализма и инфантильности, оно сможет внести в круг своего исследования всю человеческую жизнь,


а не только ее первичные и схематические конфликты» (Выгот­ский Л. С., 1987,с.83).

Важно то, что на основе произвольной умственной работы может формироваться высшее бессознательное, выдающее результаты в избранной профессиональной области, совершенствующееся по своим внутренним законам.

Высшее бессознательное начинает действовать после длительной, регулярно повторявшейся умственной, творческой работы.

Представление о высшем бессознательном, формируемом на основе соответствующей натренированной деятельности, позволяет сохранить достоинства психоаналитического подхода к рассмотрению искусства и преодолеть его недостатки.

«Искусство никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной» (Выготский Л. С., 1987, с. 83). В предлагаемом представлении о высшем бессознательном и о процессе творчества в целом эта идея Л. С. Выготского реализована.

С определенного момента времени достигается то, что В. Д. Шадриков (1997, с. 369) характеризует словами: «Сознание не контролирует подсознания, а работает вместе с ним как единый психический механизм во взаимодействии и во взаимосодействии. Огромный потенциал подсознания (информационный и побудительный) включается в деятельность сознания».