Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само.
Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчестве, лишь через творчество он (в области отражения данного явления) становится устойчивым.
Наблюдения показывают, что в обычной жизни чаще всего встречаются следующие формы свободного самовыражения, с помощью которых с большей или меньшей эффективностью осуществляется перевод информации из подсознания в сознание:
1. Через устную речь. Человек стремится «выговориться», выразить то, что «у него на душе накипело».
2. Через свободный рисунок, к которому невольно, зачастую обращаются школьники и студенты.
3. Через импульсивные, слабо контролируемые поступки, действия, свободное, спонтанное поведение.
4. Через восприятие разнообразных впечатлений и слов, представляемых средствами массовой информации и узнавание в них своего, значимого. Это можно назвать переводом информации из подсознания в сознание лишь условно, чаще это смутное, фрагментарное угадывание того, что волнует и беспокоит.
5. Через специализированные способы самовыражения, например письменную речь. Этот способ самовыражения является заметно более редким, чем предыдущие, и может быть отнесен к категории профессиональных, таких, как свободное самовыражение через музыку, через скульптуру, через живопись, через изобретение и другое, требующее специальной подготовки.
Все способы свободного самовыражения имеют свои достоинства и недостатки.
Так, устная речь хороша тем, что звучит в общении с собеседником, но она обычно не фиксируется.
Если собеседник явно отличается по стилю мышления или не чувствует интуитивные движения, то неосторожным словом, действием он может самовыражение нарушить.
Самовыражение через устную речь нередко связано с многословием.
Свободный рисунок ближе, чем слово, правому полушарию мозга. Замечено, что при активной работе левого, «логически мыслящего» полушария у школьников часто возникает тяга к рисованию. Рисунок, если он не искажается вмешательством сознания, может выражать то, что «застряло» в подсознании наиболее близким ему языком образа.
Но рисунок с точки зрения интерпретации, смысла и значения обычно многозначен. Даже прямую линию разные люди интерпретируют по-разному: электрический провод, дорога, гипотенуза треугольника, линия, по которой склеен конверт, склон горы, след летящего самолета и т. д. Нередко рисунки остаются не расшифрованными и сознанием недопонятыми.
Свободное поведение легко путается с произволом, объясняется еще меньше. В качестве способа выражения интуитивных движений оно может быть наиболее рискованным, поскольку обычно не включает в себя «репетиции», проверку правильности решений.
Восприятие подсказок, значимых для подсознания из средств массовой информации, это обычно полуперевод, поскольку подсказки часто сцеплены с наносным, поверхностным и ненужным. Интересно свободное самовыражение через письменную речь. Выражение интуитивных движений через письменную речь может объединять художественно-образное и понятийно-логическое в жизни личности.
Записи - это слова, т. е. то, что «устраивает» левое полушарие, в них - смысл, их можно анализировать. Записи отражают при самовыражении интуитивного то, что человек чувствует, актуальное Для него, они соответствуют требованию «здесь и теперь».
Свободные записи, начинающиеся с воспоминаний, могут объединять прошлое, настоящее и будущее. Они, если пользоваться терминологией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989, с. 29 - 65), могут отражать действительную интеграцию «двух душ» — «мыслящей души» и «чувствующей души». Не только «моральные чувства» - «скрепы души», но пульсации новых представлений, создаваемых в стиле синтеза знаний, значимых для личности (в этом
«заинтересованность» одной сферы психики) и общезначимых (в этом «требование» другой сферы психики), тоже - «скрепы души».
Жизнь идет вперед и содержание интегративных представлений постоянно обновляется.
Это символизируется, например, тем, что биография поэта отражается в его стихах.
Записи в стиле синтеза знаний, значимые для личности, не могут быть только «правильными», «строгими», «аналитичными», «точными», последовательными, потому что все эти требования -требования «логического рассудка», т. е. одной стороны отражения мира.
Работы в стиле синтеза знаний должны отражать текущий момент времени, быть «актуальными» в смысле сегодняшнего дня, отвечать на сильные эмоции и впечатления, передавать душу наблюдаемых картин, событий, действий других людей и своих собственных. Они «должны» включать в себя и дополнительное, характерное для «правого полушария», связанное с «актуальным» или текущим отражением видимого, слышимого и чувствуемого.
Одного рассудочного и одного понимания мало, хотя для качественного отражения чувствуемого оно необходимо в роли дополнения, порождающего третье.
Хорошие стихи включают в себя ритм, рифму, хорошее звучание, отражают актуальное, выражают чувства, отвечают моменту (I), но также точны, последовательны с точки зрения мысли. Они есть «сумма» размышлений или их итог или «квинтэссенция» размышлений (It). Иначе говоря, они, пользуясь выражением Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989), отвечают «запросам» или «чаяниям» «обоих душ»: и «мыслящей души» и «чувствующей души» (III).
Когда С. Т. Аксаков (1987) пишет о рыбалке, он тоже объединяет свой опыт с общезначимым, то же делает Дж. Даррел (1998) когда пишет о ловле животных для зоопарка и т. п.
Если взрослый человек развивается, творчество в стиле синтеза, рассматриваемое не только с точки зрения объединения различных соображений в едином представлении, но и синтеза - в смысле
объединения сторон внутренней жизни - становится для него жизненно необходимым.
Интеграцию сторон внутренней жизни человека можно сравнить с потоком, причем потоком пульсирующим или с двумя потоками, сливающимися в одно целое. И то, что это поток, но не одно состояние, определяется сменой событий дня. изменением соотношений в мире, развитием всех его частей, взаимодействием этих частей и его развитием на этой основе далее.
Работы в стиле синтеза - основа психологического здоровья, поскольку они «примиряют» стороны души, точнее, объединяют их или дают возможность выразиться им в одном, едином представлении, ощутить гармонию и единство в себе, согласие внутренних сил, сосредоточение на одном хотя бы временно. Затем все в душе опять «разъединяется». Через некоторое время синтез, объединение отыскивается снова.
Разъединение необходимо для двух частей души, они разные и более полно развиваются каждое в своем направлении. Но и объединение тоже необходимо, периодически, регулярно, в лучшем случае, по-видимому, проявляется мера того и другого.
Пример: Н. К. Рерих - художник; его картины прекрасны; их много; в них - одухотворенное видение природы и, следовательно, они - выражение Духовных движений, они же - Духовное обращение художника к зрителю, они стимулируют Духовную жизнь зрителя.
В чем-то, наверное, и Н. К. Рериха не до конца удовлетворяет живопись, если он обращается к слову, пишет литературные произведения. Письменная речь позволяет многое отразить четче и °пределеннее, она же позволяет передавать и образы ^Дожественные.
Чтобы художник жил Духовно, его творчество должно быть Регулярным, вновь и вновь возрождающимся.