Степень выраженности составляющих психологического состояния после получения творческого решения

№ п/п Сторона состояния Сумма баллов Средняя оценка в баллах
Радость 177,5 8,4
Самоуважение 7,1
Желание рассказать о результатах
Прилив энергии
Ощущение возможностей и перспектив
Ощущение оздоровления 5,4
Обострение желания жить 5,1
Ощущение своей неповторимости 4,4
Появление чувства юмора 2,7

 

Происходит то же, что и при восприятии картинок тематического апперцептивного теста: сложная и неопределенная реальность воспринимается в соответствии с ожиданиями воспринимающего. Слегка переставляются акценты, меняется соотношение значимостей, что-то выдвигается вперед, что-то отодвигается или игнорируется, в итоге наблюдаемое преобразуется, «ретушируется», причем произвольно;

воспринимающему может казаться реальным лишь то, что видит он.

Радость в сочетании с самоуважением может восприниматься как проявление эгоизма (остальные составляющие состояния не замечаются). Возникает «ответ»: «Ты радуешься себе и тому, что есть у тебя, а чем я хуже? Я тоже могу выставлять себя вперед, как и ты!»

В итоге у наблюдателя обостряются эгоцентрические чувства, он постоянно подчеркивает: «я. я, я». 185


Чувство свободы с соединениемутверждения нового, уверенности в себе, ощущением перспектив творчества может восприниматься людьми властолюбивыми как стремление к власти. «Ни с кем не считается, смел, верит в себя, дает это почувствовать другим, егце и надеется на неограниченность своих возможностей'.» «В ответ» властолюбивый говорит о повышенных амбициях творческой личности или начинаетподавлять того, кто будто бы «рвется к власти».

Если воспринимающий выделяетрадость, прилив энергии и обращает внимание на одновозбуждение, то он (или она) может оценивать состояние человека после Вдохновения так: «он какой-то восторженный», при этом подразумевается что-то похожее на «блаженный» или «не совсем нормальный».

В некоторых случаях состояние радости нравится кому-то из окружающих и в ответ он с таким же энтузиазмом начинает нести любую околесицу. Возникает ответ на уровне подражания эмоциям, при этом то, что высказываемое даже не обдумано, не учитывается.

Многие люди не учились одному и тому же психологическому явлению давать разные оценки, соотносить эти оценки между собою, выделять одни или другие по степени реалистичности, правдоподобности. Их часто это не интересует или для таких оценок у них нет времени. Импульсивное мышление порождает импульсивное восприятие. Аналитическое мышление порождает аналитическое восприятие. Способности синтеза знаний развиваются по мере овладения творчеством.

В ряде случаев многие мгновенно узнают свои состояния в окружающих людях. Их восприятие частично, случайно, оно быстро порождает идею, как будто от объекта восприятия, идея проецируется на реальность и ограничивает ее восприятие. Все происходит очень быстро и не контролируется сознанием. Пристрастные эмоции и даже стереотипы интерпретации легко искажают видение объекта восприятия, он в меру ошибочно, в меру правильно интерпретируется воспринимающим.

Многогранность состояния Радости после вдохновения позволяет проецировать на него различные «аспектные», аналитичные, узкие чувства и «узнавать» их в переживании.

воспринимающий может полагать, что этими чувствами все и ограничивается.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: многим людям можно показывать результаты творчества, но не следует показывать процесс творчества со всеми его специфичными состояниями. Они часто не сопереживают состояниям творчества, не знают процесс творчества в целом и, следовательно, не могут понять его, у многих мышление узко, поэтому они не могут «вместить» в голову то, что происходит, оценить это с достаточной степенью многогранности. Выхватывая из того, что происходит, одну или другую часть, они в большей или меньшей степени ошибаются.

Общение синтетика и аналитика, рассогласованное постоянно, может проявляться и другими гранями. Для иллюстрации можно провести аналогию между поиском идей и изготовлением досок.

Изготавливать доски можно двумя способами. Один: валить деревья в лесу, обрубать сучья, резать на бревна, везти на пилораму, пилить бревна на доски, строгать их.

Другой способ: брать готовую мебель и разбирать ее на доски.

Что проще? Быстрее? Легче?

Чтобы сделать первое, надо многое знать и уметь, иметь хорошую материальную базу, выполнять огромную работу. Второе может делать и ребенок.

Когда аналитик общается с образником, он создает мысль от исходного уровня, делая всю работу, подобно первому изготовлению досок,

когда аналитик общается с синтетиком, «добывание» идей можно сравнить с разбором готовой мебели.

Синтетик выдает целостные представления, как будто бы похожие на обычные чувственные образы. Но его представления сформированы после осмысления образов и вобрали их в себя, эти представления содержат в себе размышления в скрытом виде, поскольку они сформированы на их основе и под их влиянием.


Аналитик слушает синтетика, представления синтетика кажутся ему ничем не отличающимися от простых чувственных образов, он «раскладывает» представления на части, добывает из них отдельные правильные положения, у него это получается легко, он в полном восторге от себя и смотрит на синтетика как на эмпирика, может испытывать чувство превосходства по отношению к нему, сводя все к общим умозаключениям, все достоинства мысли он видит в движении к общим умозаключениям и выводам.

Одновременно с этим он может замечать, что при общении с таким-то конкретным человеком он становится более сообразительным, ему нравится такое общение.

Аналитик не понимает или не замечает, не желает замечать, что делает обратную работу - раскладывание синтетических представлений (сформированных после анализа!) на части, подобно тому, как можно «добывать» доски из готовой мебели. Заимствует ли он чужие идеи? И да и нет.

Да, потому, что берет готовое, полагая, что сделал это сам. Нет, потому что рассматривает одну из идей синтетика, причем рассматривает эту часть в других приложениях, преимущественно теоретических.

Единственное, в чем он не прав - в чувстве превосходства и в предположениях, что он сам создавал идеи.

Аналитик испытывает чувство превосходства по отношению к тем, чьи представления разбирает на части, поскольку свой облик и свое внутреннее поведение считает высшим, лучшим.

Синтетику не стоит обращать на это внимание (обижаться).

Аналитик в 99 % случаев не изменится и спорить с ним бесполезно. Если его «перевоспитывать» или обучать - это отдельная задача, прежде чем браться за ее решение, надо определить, тот ли это случай, когда изменения возможны.