Традиция.

ЛИЧНОСТЬ.

В учебниках по общей психологии тема "Личность" включена, как правило, в раздел "Личность и деятельность". В университетских лекционных программах по общей психологии эта тема изучается в курсе "Личность" (А. Г.).

"В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека" [1, с. 191].

"Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью" [1, с. 192].

"Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде" [1, с. 192].

"Тождество понятий "личность" и "индивид" отрицается всеми ведущими советскими психологами — Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и др. " [1, с. 192].

"В советской психологии проблема личности решается с позиций марксизма. Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности её носителя — индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные её элементы" [2, с. 193].

"Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев)" [2, с. 193].

"Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. д.)" [2, с. 193].

"Сверхнормативная активность предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной для данной личности, но которая отвечает идеалам и высшим ценностям социалистического общества" [1, с. 206].

"Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности" [2, с. 193].

ХАРАКТЕР.

В учебниках по общей психологии тема "Характер" включена в раздел "Индивидуально-психологические свойства личности". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Характер" изучается в курсе "Личность" (А. Г.).

"Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения" [1, с. 419].

"В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах" [1, с. 424].

"Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности" [1, с. 427-428].

"Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в которых протекает социализация субъекта, его воспитание и вместе с тем зависящее от природных предпосылок развитие индивидуальности (см. задатки, темперамент, высшая нервная деятельность)" [2, с. 436].

"... Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность" [1, с. 432].

"Характер человеческой личности всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами" [1, с. 421].

"Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям... ; в отношении к делу... ; в отношении к себе... ; в отношении к собственности ... " [2, с. 436-437].

"О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

... Система привычных действий и поступков — фундамент характера человека" [1, с. 436].

"Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт" [1, с. 425].

"Характер — лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек, поставленный в экстремальную ситуацию или просто в ситуацию выбора, способен подняться над обстоятельствами, в том числе и над собственным характером.

... В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность действительно исчерпывается своим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях" [1, с. 437].

ВОЛЯ.

В учебниках по общей психологии тема "Воля" включена или в специальный раздел "Эмоции и воля" или, если такого раздела нет, в раздел "Психические процессы". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Воля" изучается в курсе "Эмоции и воля" (А. Г.).

"Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля — это особая форма активности личности, особый вид организации её поведения, определяемого поставленной ею самой целью" [1, с. 387].

"Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,— это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями" [1, с. 396].

"Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость, и т. п" [2, с. 62].

"Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции.

... Саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением" [1, с. 386].

"Преднамеренность действия предполагает принятие человеком решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности (т. е. тому, ради чего он действует), и действие тогда приобретает личностный смысл и выступает для субъекта как цель деятельности" [1, с. 386].

"Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодолените трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым в зависимости от того, связано ли оно с преодолением трудностей или нет" [1, с. 386].

"Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, в затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при регуляции используются личностные средства" [2, с. 63].

"Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли)" [2, с. 63].