Концепция.

По традиции изучение свойств личности сводилось к поиску «наилучшего» основания для систематизации социальных проявлений психики, имеющего максимальную прогностическую научную и практическую ценность. В отечественной психологии проблемы личности рассматривались с позиций марксизма-ленинизма и максимально приближенной к нему теории деятельности, согласно которой личность — особое качество системы с обратной связью, функционирование которой состоит в том, что «индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев)» [2, с. 193].

В соответствии с системной концепцией психики можно выделить, во-первых, индивидуальные и, во-вторых, личностные, в том числе и характерные (типические) проявления психики как системы в зависимости от того, какой из аспектов психики подвергается анализу.

Если производится количественный, психологически-бессодержательный анализ психики, используют рассмотренные ранее понятия темперамента и индивидуальных свойств психики.

Если производится анализ социально-психологических проявлений психики, используют понятия личности и личностных свойств — таких свойств, которые обнаруживаются в межличностном общении и взаимодействии с другими индивидами и для которых своеобразие темперамента выступают как возможности проявлений психики. С точки зрения системной концепции психики личность понимается как социально-содержательное проявление функционирования психики конкретного индивида.

С точки зрения системной концепции психики развитие личности — это количественные и качественные изменения социальных проявлений развивающейся психики, и поэтому, все соображения, касающиеся развития психики относятся и к развитию личности.

Несомненно, допустима попытка выделить наиболее общие, типические свойства личности различных индивидов, проявляющиеся в типичных социальных ситуациях. При этом, если проводится анализ типических социально-психологических проявлений личности, используют понятия характера и характерных, привычных свойств и проявлений личности. Необходимо отметить, что говоря о характере, неявно подразумевают некоторую неосознанность индивидом этих социальных проявлений. Действительно, привычки — привычные, типичные действия индивида — являются выработанными в процессе жизнедеятельности навыками социальной предметной деятельности, предполагающими определенный автоматизм, неосознанность. Можно сказать, что отдельные поступки — проявления личности, а привычки — проявления характера.

Одним из типичных, характерных проявлений личности является воля. В отечественной общей психологии теме «Воля» отводится особое место. Термин «произвольное» («волевое») применяется по традиции как осознанное побуждение к действию, связанное с преодолением определенных трудностей. Из истории психологии известно, что в начале века термин воля в определенном смысле конкурировал с термином сознание. В настоящее время по отношению к психическим процессам произвольное понимается как осознанное, контролируемое сознанием, целенаправленное в отличие от непроизвольного — неосознаваемого, не контролируемого сознанием, нецеленаправленного.

Несмотря на то, что в некоторых учебниках по общей психологии тема «Воля» включена в раздел «Психические процессы», под термином «воля», подразумевают не один из психических (или познавательных) процессов, который можно было бы поставить в один ряд с такими процессами, как внимание, восприятие, мышление и т. д. , а типическое свойство личности и процесс проявления этого свойства.

По сложившейся традиции, истоки которой трудно проследить, воля теснее всего связана с одним из элементов психики — с эмоциями. Все другие психические процессы, например, внимание, ощущение, память и т. д. , так тесно с волей не связаны. А именно, практически в любом учебнике психологии можно найти раздел, где рассматривается «эмоционально-волевая» сфера личности, и ни в одном учебнике психологии невозможно найти раздела, где рассматривалась бы, например, «ощущенческо-волевая» или, например, «деятельностно-волевая» сфера личности, хотя присоединение воли к ощущениям, деятельности или другим психическим процессам ничуть не хуже, чем присоединения воли к эмоциям.

С точки зрения системной концепции психики воля — одно из многих проявлений личности, причем ее необходимо рассматривать как комплекс характерных, типических свойств. Так, воля — это осознанный процесс достижения осознанных целей, включающий осознанные мотивы, произвольные и осознанные познавательные процессы, осознанную целенаправленную деятельность. Кроме этого волевой человек обладает еще одной особенностью — в иерархии его ценностей высшие позиции занимают его возможности достижения целей, а низшие — его благополучие, благосостояние, самочувствие и т. д. в процессе этого достижения. Именно такое сочетание личностных свойств проявляется как воля. Крайне яркое проявление этой личностной особенности может рассматриваться как фанатизм — готовность к любым жертвам для достижения цели. В этой ситуации, для людей склонных к мазохизму, появляется возможность «истязать самого себя достижением цели», а если человек занимает руководящую должность и идентифицирует себя с подчиненным ему коллективом, то появляется возможность «истязать себя и других достижением цели», причем «другие» рассматривают это, несомненно, как проявление садизма. Именно поэтому тема «Воля» — одна из наиболее партийно-идеологизированных тем в отечественной общей психологии: изучать, а потом формировать «волевых» людей, «осознавших цели построения коммунизма» и фанатично им преданных, «сознательно» не жалеющих для этого ни своей жизни, ни жизней других людей, было очень заманчиво для такого авторитарного политического строя, как коммунистический.

В принципе, наверное никто не против всех волевых людей. Можно восхищаться волевыми спортсменами, испытывающими боль во время изматывающих тренировок ради победы в соревнованиях, но волевые руководители вызывают восхищение значительно реже.

К счастью, в последние годы неоправданный научный интерес к теме «Воля» снижается и исследование воли начинает занимать адекватное место в ряду исследований других характерных, типических свойств личности.