Традиция.

В учебниках по общей психологии тема "Межличностные отношения" либо включена в раздел "Личность и деятельность" (в главы "Общение" и "Коллектив"), либо содержание темы "Межличностные отношения" включено в главу "Личность". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Межличностные отношения" изучаются в курсе "Личность" в минимальном объеме в связи с тем, что она подробно изучается в общем курсе "Социальная психология" и в спецкурсах по социальной психологии (А. Г.).

"Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых друг на друга в процессе совместной деятельности и общения" [2, с. 206].

"Деятельностное опосредствование — методологический принцип, отражающий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А. Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А. В. Петровский) содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности" [2, с. 100].

"Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции; построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития (коллективов), показав их принципиальные качественные отличия (с использованием количественных индексов) от других малых групп; ориентировать психолога-практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя тем самым решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов её деятельности; увидеть сложный, многоуровневый ("стратометрический") характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов; охарактеризовать коллектив как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей" [2, с. 100].

"Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных её качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих её индивидуальность, мотивы, направленности личности (Л. И. Божович); структура характера личности, особенности темперамента, способности (работы Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и т. д.);

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности — личностное выступает как групповое, групповое — как личностное (А. В. Петровский);

3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петровский)" [2, с. 194].